
Ст 26 закон о защите прав потребителей потерял в 2007 году. А ст. 26.1 устанавливает, что в Российской Федерации считается правомерной дистанционная продажа товаров и изделий. Статья 26 пункт 1 определяет неисчерпывающий перечень каналов, через которые может осуществляться дистанционная реализация продукции. Какие правила продажи товаров на расстоянии предусмотрены действующим законодательством?
Статья 26 ЗПП
В соответствии с п. 1 ст. 26.1 ФЗ РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей», закон допускает заключение договоров розничной купли-продажи в дистанционном порядке, без непосредственного ознакомления покупателя с приобретаемым им изделием или его образцом. В таком случае будущий владелец может ознакомиться с приобретаемой вещью посредством прочтения его описания, в том числе путем ознакомления с визуальным изображением, посредством изучения покупателем:
- каталогов;
- буклетов;
- фотографий;
- телевизионного изображения;
- интернет-сайтов;
- почтовых рассылок и иных средств связи и способов, исключающих непосредственное изучение товара покупателем.
Дистанционный способ реализации продукции, в соответствии с п. 2 ст. 26.1 ЗОЗПП обязывает продавца еще до оформления сделки представить приобретателю изделия полную информацию о продукте и себе, в том числе:
- о потребительских характеристиках изделия;
- о фактическом адресе нахождения магазина;
- о месте производства продукта;
- полное наименование продавца;
- о цене;
- об условиях сделки и доставке продукта;
- о сроке службы, гарантии;
- о порядке оплаты и периоде, в течение которого будет действовать конкретное предложение.
В момент доставки приобретатель в письменном виде должен быть ознакомлен с информацией о товаре. Кроме информации об изделии, письменная брошюра должна предусматривать сведения о порядке, сроках и способах возврата купленного им изделия. Согласно п. 4 ст. 26.1 ЗОЗПП, приобретатель продукции в дистанционном магазине может отказаться от приобретенного им изделия без оснований:
- в любое время, пока он не получил оформленный им заказ;
- в семидневный срок с момента доставки изделия;
- в трехмесячный срок, если информация о порядке, сроках и способах возврата не была доведена до него в момент передачи письменно.
Возврат денег за отправленный обратно товар осуществляется в 10-дневный срок в полном объеме, за вычетом транспортных расходов, которые в данном случае возлагаются на покупателя. Способ возврата денег не оговаривается законом, но учитывая способ продажи, это должен быть безналичный расчет.
Обратите внимание!
Федеральный закон запрещает возвращать купленное дистанционно качественное изделие, в случае, если такое изделие обладает специфическими и индивидуализирующими продукт характеристиками, позволяющими его использование лишь покупателем. Например, сделанные по заказу очки или обувь.
Если покупатель купит дистанционно товар с дефектами ненадлежащего качества, он сможет воспользоваться всеми инструментами для защиты своего права как потребителя, гарантированными Главой II ЗОЗПП, в том числе правом на возврат товара в течение гарантийного срока, правом на его обмен, гарантийный ремонт. Если такой срок не определен, право на возврат некачественного товара действует 2 года с момента покупки.
Статья 25 пункт 1
Статьей 25 ЗОЗПП определен порядок обмена неподошедшего покупателю товара на аналогичный, если причиной этого является:
- фасон;
- размер;
- цвет;
- комплектация.
Сделать это можно в 14-дневный срок с момента получения купленного изделия, при условии сохранения его товарного вида, заводских бирок, потребительских характеристик и чека. Так как в отношении товаров, купленных дистанционно, специального порядка обмена не предусмотрено, установленный ст. 25 порядок распространяется и на них.
Если купленное дистанционно изделие входит в перечень, утв. Постановлением Правительства № 55, его обмен и возврат невозможен ни при каких обстоятельствах.
Комментарий
- дистанционная продажа лишает покупателя возможности непосредственно ознакомиться с продуктом;
- при дистанционных продажах закон устанавливает обязательную форму предоставления покупателю информации о товаре – письменную;
- закон расширяет спектр инструментов для защиты прав дистанционных покупателей, предоставляя им право на возврат уплаченных за товар денег значительно чаще, чем на то имеют право обычные покупатели;
- в статье 26.1 употреблен некорректный термин «отказаться от товара», который представлен в качестве права покупателя, хотя его истинные мотивы – возврат уплаченных денег, что искажает суть намерений покупателя;
- изделие, имеющее индивидуально-определенные характеристики, должно отличаться от других не цветом, маркой и серийным номером, а исключительными свойствами, имеющими значение при выборе продукта.