Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи
Статья 25 ФЗ РФ - защита прав потребителей

В соответствии со ст. 25 ФЗ О защите прав потребителей, даже в случае приобретения качественного товара покупатель имеет право на его обмен. Согласно положениям ЗОЗПП, возврат товара надлежащего качества также является допустимым, но лишь при установленных законом условиях. В каких случаях можно обменять качественный товар на новый?

Статья 25 ФЗ № 2300-1: пункт 1

В соответствии со ст. 25 ФЗ № 2300-1 ЗОЗПП, любому лицу, которое приобрело товар непродовольственного характера - не продукты питания - гарантировано право на его обмен на аналогичный продукт, даже если этот товар отвечает требованиям законодательства и является надлежащим по качеству. Продавец обязан обменять представленный покупателем продукт, если тот не подходит ему по:

  • форме;
  • покрою;
  • цветовой палитре;
  • величине;
  • составу или комплектации.

Покупатель вправе обменять такой непродовольственный продукт на протяжении 14 дней с момента приобретения, представив его в месте продажи. При этом закон предусматривает ряд условий, при которых обмен считается допустимым и возможным:

  • покупатель до момента его предъявления продавцу не использовал товар по назначению;
  • на момент представления продукта обратно продавцу он сохраняет свои свойства и товарный вид, заводские ярлыки и прочие характеристики, свидетельствующие о его неиспользовании;
  • покупатель представляет товарно-кассовый чек, квитанцию или иной платежный документ, подтверждающий факт оплаты товара.

Обратите внимание!

Отсутствие у покупателя чека, квитанции или иного платежного документа является основанием для отказа в обмене. Тем не менее, для подтверждения факта покупки продукта у непосредственно этого продавца может быть подтверждено свидетельскими показаниями, и в этом случае продавец отказывать не вправе.

Постановлением Правительства № 55 определен список товаров непродовольственного характера, в отношении которых указанное правило не действует. В их числе:

  • медицинские приборы и оборудование, предметы ухода и лечения заболеваний вне медицинских учреждений, медикаменты;
  • средства личной гигиены;
  • косметика и парфюмерия;
  • текстиль, кабеля, строительно-отделочные и иные товары, отпускаемые по метражу;
  • трикотаж и изделия шейной промышленности;
  • полимерные товары для перевозки, хранения и употребления продуктов питания;
  • бытовая и сельскохозяйственная химия;
  • мебель;
  • драгоценности;
  • авто- и мототехника, суда и плавающая техника непромышленного назначения;
  • технически сложная продукция для использования в быту;
  • гражданское оружие и боеприпасы;
  • представители флоры и фауны;
  • печатная продукция непериодического характера.

Статья 25 пункт 2

Если при обращении к продавцу у него не оказалось подходящего продукта для осуществления обмена, п. 2 ст. 25 ЗОЗПП допускает возможность сторон договориться о произведении обмена в момент, когда подходящий продукт поступит продавцу. При достижении такого соглашения, 14-дневый срок для обмена в учет не берется. Как только продавцу поступит нужная позиция, он обязан незамедлительно уведомить его об этом.

Обратите внимание!

Закон позволяет покупателю расторгнуть заключенный с продавцом договор и вернуть неподходящий товар, потребовав возврата уплаченных денег, если обмен невозможен, в том числе в будущем. В этом случае закон обязывает продавца вернуть деньги в 3-дневный срок с момента предъявления такого требования.

Комментарии

  • обмену и возврату подлежит только продукт непродовольственного характера;
  • право на обмен или возврат продукта не связано с нарушение прав покупателя либо выявлением им недостатков у товара, такое право существует у потребителя независимо от выявленных в его отношении нарушений;
  • спектр оснований, по которым покупатель вправе требовать обмена купленной им позиции, является исчерпывающим и закрытым – это несоответствие формы, покроя, цвета, величины или представленной комплектации ожиданиям покупателя;
  • требование об обмене или возврате предъявляется исключительно продавцу, ни импортер, ни производитель, ни какие другие лица указанное желание покупателя исполнять не обязаны;
  • 14-дневый период, в течение которого допускается реализация права покупателя, не может быть приостановлен, прерван или восстановлен по уважительным причинам, на его течение не влияют никакие обстоятельства, в том числе и невозможность воспользоваться купленным продуктом;
  • при отсутствии чека или квитанции, подтверждающих покупку, продавец не обязан однозначно доверять свидетельским показаниям, представленным в пользу покупателя – они подлежат объективной оценке, и в случае сомнений в их достоверности продавец вправе отказать;
  • покупатель не вправе при первом же обращении заявить продавцу требование о расторжении договора и возврате ранее уплаченных за продукт денег. По смыслу нормы п. 2 ст. 25 ЗОЗПП, сделать это можно только тогда, когда изначально было предъявлено требование об обмене, но продавце не смог его удовлетворить, и отказал в нем;
  • законом установлена обязанность продавца уведомить покупателя о поступлении товара на обмен, но не установлено ответственности за ее несоблюдение. За время ожидания покупатель обязан сохранить первоначальный вид приобретенного товара, иначе он утратит право на обмен.
Центр помощи потребителям
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.