В соответствии со ст. 25 ФЗ О защите прав потребителей, даже в случае приобретения качественного товара покупатель имеет право на его обмен. Согласно положениям ЗОЗПП, возврат товара надлежащего качества также является допустимым, но лишь при установленных законом условиях. В каких случаях можно обменять качественный товар на новый?
Статья 25 ФЗ № 2300-1: пункт 1
В соответствии со ст. 25 ФЗ № 2300-1 ЗОЗПП, любому лицу, которое приобрело товар непродовольственного характера - не продукты питания - гарантировано право на его обмен на аналогичный продукт, даже если этот товар отвечает требованиям законодательства и является надлежащим по качеству. Продавец обязан обменять представленный покупателем продукт, если тот не подходит ему по:
- форме;
- покрою;
- цветовой палитре;
- величине;
- составу или комплектации.
Покупатель вправе обменять такой непродовольственный продукт на протяжении 14 дней с момента приобретения, представив его в месте продажи. При этом закон предусматривает ряд условий, при которых обмен считается допустимым и возможным:
- покупатель до момента его предъявления продавцу не использовал товар по назначению;
- на момент представления продукта обратно продавцу он сохраняет свои свойства и товарный вид, заводские ярлыки и прочие характеристики, свидетельствующие о его неиспользовании;
- покупатель представляет товарно-кассовый чек, квитанцию или иной платежный документ, подтверждающий факт оплаты товара.
Обратите внимание!
Отсутствие у покупателя чека, квитанции или иного платежного документа является основанием для отказа в обмене. Тем не менее, для подтверждения факта покупки продукта у непосредственно этого продавца может быть подтверждено свидетельскими показаниями, и в этом случае продавец отказывать не вправе.
Постановлением Правительства № 55 определен список товаров непродовольственного характера, в отношении которых указанное правило не действует. В их числе:
- медицинские приборы и оборудование, предметы ухода и лечения заболеваний вне медицинских учреждений, медикаменты;
- средства личной гигиены;
- косметика и парфюмерия;
- текстиль, кабеля, строительно-отделочные и иные товары, отпускаемые по метражу;
- трикотаж и изделия шейной промышленности;
- полимерные товары для перевозки, хранения и употребления продуктов питания;
- бытовая и сельскохозяйственная химия;
- мебель;
- драгоценности;
- авто- и мототехника, суда и плавающая техника непромышленного назначения;
- технически сложная продукция для использования в быту;
- гражданское оружие и боеприпасы;
- представители флоры и фауны;
- печатная продукция непериодического характера.
Статья 25 пункт 2
Если при обращении к продавцу у него не оказалось подходящего продукта для осуществления обмена, п. 2 ст. 25 ЗОЗПП допускает возможность сторон договориться о произведении обмена в момент, когда подходящий продукт поступит продавцу. При достижении такого соглашения, 14-дневый срок для обмена в учет не берется. Как только продавцу поступит нужная позиция, он обязан незамедлительно уведомить его об этом.
Обратите внимание!
Закон позволяет покупателю расторгнуть заключенный с продавцом договор и вернуть неподходящий товар, потребовав возврата уплаченных денег, если обмен невозможен, в том числе в будущем. В этом случае закон обязывает продавца вернуть деньги в 3-дневный срок с момента предъявления такого требования.
Комментарии
- обмену и возврату подлежит только продукт непродовольственного характера;
- право на обмен или возврат продукта не связано с нарушение прав покупателя либо выявлением им недостатков у товара, такое право существует у потребителя независимо от выявленных в его отношении нарушений;
- спектр оснований, по которым покупатель вправе требовать обмена купленной им позиции, является исчерпывающим и закрытым – это несоответствие формы, покроя, цвета, величины или представленной комплектации ожиданиям покупателя;
- требование об обмене или возврате предъявляется исключительно продавцу, ни импортер, ни производитель, ни какие другие лица указанное желание покупателя исполнять не обязаны;
- 14-дневый период, в течение которого допускается реализация права покупателя, не может быть приостановлен, прерван или восстановлен по уважительным причинам, на его течение не влияют никакие обстоятельства, в том числе и невозможность воспользоваться купленным продуктом;
- при отсутствии чека или квитанции, подтверждающих покупку, продавец не обязан однозначно доверять свидетельским показаниям, представленным в пользу покупателя – они подлежат объективной оценке, и в случае сомнений в их достоверности продавец вправе отказать;
- покупатель не вправе при первом же обращении заявить продавцу требование о расторжении договора и возврате ранее уплаченных за продукт денег. По смыслу нормы п. 2 ст. 25 ЗОЗПП, сделать это можно только тогда, когда изначально было предъявлено требование об обмене, но продавце не смог его удовлетворить, и отказал в нем;
- законом установлена обязанность продавца уведомить покупателя о поступлении товара на обмен, но не установлено ответственности за ее несоблюдение. За время ожидания покупатель обязан сохранить первоначальный вид приобретенного товара, иначе он утратит право на обмен.