Закон Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей» не только устанавливает права потребителя товаров, работ, услуг и защищает его на случай приобретения некачественного товара, но и устанавливает для продавца перечень обязанностей. Наличие у лица обязанности требует и установления ответственности за ее неисполнение. Одной из норм, регламентирующих ответственность продавца, импортера или изготовителя является ст. 23 закона о ЗПП. Указанная норма относится ко второй главе Закона о ЗПП и потому устанавливает правила только для случаев некачественности товаров.
Статья 23 пункт 1
Пункт 1 статьи регламентирует материальную ответственность продавца и устанавливает порядок ее расчета. Сумма неустойки рассчитывается исходя из количества дней просрочки и составляет один процент от стоимости товара за каждый день.
Обратите внимание!
Базой для расчета неустойки является не покупная стоимость товара, а его стоимость в регионе покупки на момент исполнения требования, либо на момент вынесения судебного решения.
Пример:
Товар был приобретен за 100 рублей. Через полгода у товара был выявлен недостаток, установлено, что недостаток не является следствием небрежности покупателя, ответственность возлагается на продавца, поскольку именно к нему за решением проблемы предпочел обратиться покупатель.
Товар не является технически сложным и покупатель, воспользовавшись правом выбора, предоставленным ст. 18 Закона о ЗПП, выбрал расторгнуть договор купли-продажи, вернуть товар и получить обратно деньги. Срок возврата денег в таком случае — 10 дней. Если через десять дней покупатель не получил деньги - начинается период просрочки. За полгода рынок рассматриваемого товара изменился и средняя стоимость его возросла до 110 рублей. Рассчитывая сумму неустойки, необходимо исходить не из 100 рублей, а из 110.
Если спор дошел до суда, то берется стоимость товара на момент вынесения решения суда. Установить необходимую стоимость товара поможет товароведческая экспертиза.
Статья 23 пункт 2
Пунктом 2 предусмотрено право потребителя, в случае просрочки исполнения требования продавцом выбрать иной способ защиты своих прав. Правило этого пункт говорит о правиле последовательности для потребителя. Выбирая один из вариантов требований к продавцу, потребитель не может отказаться от своего выбора до тех пор, пока продавец не нарушит срок его исполнения. Произвольная замена требований не допускается.
Комментарии
Требования, нарушение которых ведет к ответственности:
- гарантийный ремонт — его срок может быть согласован сторонами или нет, но в любом случае не должен превышать 45 дней;
- замена товара — должна быть произведена в течение 20 дней;
- предоставление аналогичного товара длительного пользования взамен переданного в ремонт или на период ожидания товара на замену сданному товару с недостатками — временный аналог должен быть предоставлен в течение трех дней;
- уменьшении покупной цены товара;
- возмещении расходов на самостоятельный ремонт товара потребителем;
- возмещение убытков, которые претерпел покупатель.
Ответственные лица
Требования в связи с недостатком возникающим у купленного товара может быть выдвинуто потребителем:
- продавцу, реализовавшему товар;
- импортеру, обеспечивающему поставку товара в регион покупки;
- изготовителю.
Каждый из субъектов обязан обработать обращение потребителя вне зависимости от того виноват именно он в недостатке товара или нет.
Обратите внимание!
Отказ от рассмотрения обращения или от совершения предусмотренных Законом о ЗПП действий в защиту интересов потребителя не является законным и подлежит обжалованию в Роспотребнадзор, прокуратуру или суд.
Начало просрочки
Просрочка начинает течь со дня следующего за последним днем срока выполнения требований.
Пример:
Гарантийный ремонт должен был быть выполнен не позднее 28 февраля 2019 года. Первым днем просрочки будет 01 марта 2019, а исчисляться просрочка будет вплоть до фактического исполнения ремонта.
Обратите внимание!
Первоначальный срок исполнения требования начинается с момента подачи официального письменного требования. Устные переговоры и обещания не являются моментом начала течения срока исполнения требования. Неисполнение устных требований в оговоренный срок не приводит к необходимости выплачивать неустойку.
Уменьшение неустойки по соглашению и судом
Просрочка, установленная Законом о ЗПП не может быть снижена соглашением сторон, однако статья 333 Гражданского кодекса РФ дает возможность суду снизить размер неустойки, если она несоразмерна последствиям несвоевременного исполнения обязательств.
Дополнительная неустойка после судебного решения
Вынесение судебного решения в пользу покупателя не гарантирует исполнения требований продавцом. В случае длительного неисполнения судебного решения, потребитель вправе подать требование на взыскание дополнительной неустойки за период прошедший после вынесения решения.
Например, в соответствии с решением суда продавец обязуется заменить товар, имеющий недостаток, на небракованный аналог, а также выплатить неустойку рассчитанную на дату вынесения решения. Решение вступило в силу, но фактически исполнено было только через полгода. Покупатель может обратиться в суд с требованием взыскать неустойку и за эти полгода.
Предъявление иных требований
- В случае просрочки исполнения требования потребителя, он получает право поменять способ удовлетворения своих интересов;
- Пункт 2 ст. 23 снимает ограничения, связанные с технически сложными товарами. Если потребитель обращается к продавцу с бракованным товаром по истечение двух недель с момента покупки, товар может быть только отремонтирован. Обмену или возврату он не подлежит. Однако, если принимающей стороной нарушен срок гарантийного ремонта — потребитель может потребовать удовлетворить его интерес иным способом, например, принять товар обратно, вернув ему сумму покупки.