Хамское отношение к покупателю, нарушение его прав, а также несоответствие ценника и реальной стоимости продукции – актуальные проблемы в торговле. Особенно сложно выйти из ситуации, когда в магазине отказали продавать товар надлежащего качества или поступил отрицательный ответ на возврат бракованной продукции.
Важно! Если вы сами разбираете свой случай, незаконным отказом в продаже товара, то вам следует помнить, что:
- Все случаи, связанные с обманом потребителя, уникальны и индивидуальны.
- Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
- Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
Обратите внимание!
Купля/продажа продукции, а также права и обязанности сторон регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей».
Правовые отношения купли/продаж
Для продавцов, реализующих товары, устанавливается ряд условий:
- передавать потребителю товар для личного и иного пользования за наличный/безналичный расчет;
- договор розничной торговли является публичным и должен быть оформлен в отношении каждого обратившегося;
- отказать в заключении договорных отношений продавец может исключительно в рамках закона РФ и Устава компании;
- вернуть товар надлежащего качества покупатель может в срок не позднее 14 дней с момента покупки;
- обмен и возврат некачественной продукции производится в течение срока годности.
Также следует понимать, что выставленные в торговом зале товары с ценниками являются публичной офертой, что подразумевает продажу продукции по указанной стоимости. Исключение из правил – рекламные буклеты и лозунги, в которых указано, что предложение не является публичной офертой и может быть изменено.
Обратите внимание!
Цена, указанная на товаре, не может быть изменена в момент оплаты. При ее несоответствии разницу выплачивает магазин.
Когда продавец вправе отказать в продаже товара?
Отказ в продаже выбранного товара может быть законным только в следующих ситуациях:
- неадекватное поведение покупателя, его алкогольное/наркотическое опьянение;
- в уставе компании прописан ряд пунктов по обслуживанию покупателя и отказу в продаже продукции;
- нарушение законодательной базы по возрасту (продажа табачных изделий и алкоголя) и времени реализации.
Варианты незаконного отказа
Отказ продавца может быть правомерным или нет, это зависит от обстоятельств:
- отсутствие сдачи не является аргументом для отказа продать продукцию, так как магазин обязан обеспечить кассира деньгами;
- цена на ценнике и на кассе не может различаться, а в случае ее несоответствия разница возвращается продавцом;
- при несоответствующем качестве продукции полное возмещение стоимости допускается в гарантийный период. Правило распространяется и на технически сложные товары.
Обратите внимание!
Отсутствие сдачи у кассира не может стать причиной отказа в продаже товара.
Что делать, есть отказывают в обслуживании?
Если вам неправомерно отказали в продаже товара в магазине, это расценивается как уклонение от заключения договора. Первое, что следует предпринять – попытаться решить вопрос мирным путем. Последовательность действий покупателя:
- написать жалобу на работника торговой точки в жалобную книгу;
- подать претензию вышестоящему руководителю организации;
- пригласить к месту конфликта ответственное лицо – менеджера, администратора, руководителя и т.д., который должен решить спор без судебного разбирательства.
Если это не помогло, остается воспользоваться помощью адвокатов и изложить свои претензии в органы власти – суд и Роспотребнадзор. Следует подготовить доказательства нарушения прав потребителя – запись, фото ценника, показания свидетелей и прочее. В обращении указывают личные данные покупателя, контакты торговой организации и причину обращения.
Резюме
Кроме упомянутых выше ситуаций правомерного отказа, остальные варианты являются неправомерными, даже при введении покупателя в заблуждение ценой продукции и по иным причинам. Если вы попали в такую ситуацию, зафиксируйте нарушение фото/видеосъемкой или свидетельскими показаниями и обратитесь за помощью к опытным юристам нашей компании. При поддержке компетентных специалистов правового центра будет составлено исковое заявление в суд и Роспотребнадзор. При положительном решении конфликта, торговая точка будет обязана возместить причиненные убытки.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.