Бесплатная юридическая помощь потребителям:
8 495 118-24-82 — Москва и область
8 812 425-67-81 — Санкт-Петербург и область
Бесплатная юридическая помощь потребителям:
8 495 118-24-82 — Москва и область
8 812 425-67-81 — Санкт-Петербург и область
  1. Главная
  2. Советы потребителям

Компенсация морального вреда потребителю

Всероссийский центр защиты прав потребителей
— расскажите друзьям

Содержание статьи

Столкнувшись в торговой точке с фактами обмана, с некачественными или бракованными товарами, в соответствии со ст. 15 закона «О защите прав потребителей» потребители имеют право требовать с продавца, изготовителя или импортера компенсацию морального вреда.

Всегда ли можно взыскать компенсацию за моральный вред

Под «моральным вредом» в законодательстве понимаются нравственные и физические страдания, которые понес гражданин вследствие оказания ему некачественных услуг либо продажи товара ненадлежащего качества.

Компенсацию морального вреда такой потребитель может требовать:

  • при поломке товара из-за неправильного его применения, которое произошло из-за того, что продавец не предоставил инструкцию или руководство пользователя;
  • если в товаре выявлены серьезные дефекты;
  • когда продавец отказался заключать договор купли-продажи, сославшись, например, на то, что не имеет сдачи с 5 тысяч рублей;
  • если изделие оказалось опасным, и в результате его использования был нанесен вред жизни и здоровью людей;
  • в случае нарушения срока оказания услуги или выполнения работы, например при затягивании доставки товара из интернет-магазина.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с взысканием компенсации морального вреда, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с обманом потребителя, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Порядок взыскания компенсации

Перед тем как обращаться в суд с иском, рекомендуем попробовать урегулировать вопрос с продавцом в мирном порядке – направив ему претензию. В ней надо изложить обстоятельства дела и свои требования, в том числе компенсации морального вреда.

Важно! Если материальные вопросы были урегулированы до суда, то отдельно направлять претензию о моральном вреде нет необходимости – можно сразу идти в суд.

Продавцу дается 10 дней на рассмотрение вашей претензии. Если он её не удовлетворяет, можно смело идти в суд (приложив копию ответа с отказом, само заявление с входящим номером или уведомление об отправке почтой).

Подавая исковое заявление такой категории, истец имеет право сам выбирать, в какой суд обращаться: по своему месту жительства либо по месту нахождения продавца.

Важно! В случае подачи иска о защите прав потребителей заявитель освобожден от уплаты госпошлины.

Когда сумма иска меньше 50 тысяч рублей, следует идти к мировому судье, больше – в федеральный суд.

Размер компенсации за моральный  вред

Минимальная и максимальная суммы компенсации в законодательстве не определены. В своих требованиях пострадавшая сторона должна исходить из принципа разумности, ориентируясь:

  • на серьезность вреда, который был нанесен потребителю;
  • степень вины продавца;
  • желание или нежелание магазина урегулировать вопрос до суда, поведение в споре. Например, торговая точка длительное время после оплаты покупки истцом не отправляла заказ и уклонялась от общения с ним, что можно оценить как игнорирование.

Определяя размер компенсации, суд не принимает во внимание имущественный вред, который был нанесен покупателю.

Важно! В подавляющем большинстве случаев в судебных решениях по такой категории дел размеры компенсации значительно ниже фигурирующих в исковом заявлении. Поэтому рекомендуем свои требования в иске завышать.

В ходе судебного разбирательства пострадавшей стороне главное доказать:

  • сам факт нарушения прав потребителя;
  • то, что истец понес моральный вред. Это можно сделать, предоставив суду больничный лист, рецепты от лечащего врача, свидетельство о разводе и т. д.

«Роспотребнадзор» на страже защиты прав покупателей

Чтобы иметь компетентное заключение по существу иска, истец может привлечь к участию в судебном разбирательстве территориальное отделение «Роспотребнадзора» – орган государственной власти, который призван защищать права потребителей. Ходатайство его о привлечении потребитель вправе подать как до судебного заседания, так и непосредственно во время рассмотрения дела.

Важно! Заключение «Роспотребнадзора» касается только фактических обстоятельств дела и не затрагивает доказательства и процессуальных вопросов.

Если у вас произошел серьезный конфликт с торговой точкой и с ее стороны было нарушение прав потребителя, вы можете обратиться в суд с исковым заявлением о компенсации морального вреда. Для подготовки иска, доказательств по делу, а также представления ваших интересов в суде рекомендуем обратиться за помощью к квалифицированному юристу.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Смотрите также

По размещению рекламы на сайте: pradialog@gmail.com