Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи

Уголок потребителя должен размещаться на предприятиях, которые изготавливают, отпускают продукт или предоставляют услуги. Это указывает ст.8 Закона о защите прав потребителей. Законом предусматривается наказание за отсутствие уголка потребителя - штраф. Что должен содержать уголок потребителя?

Для чего нужен уголок потребителя

Согласно Закону о защите прав потребителей, субъект ведения предпринимательской деятельности должен предоставлять в свободной форме  клиентам информацию о себе, как поставщике услуг/товаров, и о ведении своей деятельности. Информация должна размещаться в удобном месте со свободным доступом. Это место принято считать уголком потребителя.

Такой стенд нужен покупателям для того, чтобы:

  • они могли ознакомиться с юридической информацией относительно предпринимателя, предприятия, ИП;
  • ознакомиться с информацией, относительно реализуемого товара, предоставляемых услуг;
  • оставить отзыв в книге жалоб и предложений: как положительный, так и отрицательный;
  • ознакомиться с актуальной редакцией Закона о защите прав потребителей.

Обратите внимание!

В уголке   должна быть информация о графике работы предприятия, юридический и фактический адрес, а также официальное название.

Как выглядит уголок потребителя

Единых стандартов оформления  стенда нет, но нужно принимать во внимание такие правила:


  • стенд должен размещаться в доступном для потребителя месте;
  • на стенде должно быть указание того, что это такое;
  • документы в уголке потребителя должны размещаться таким образом, чтобы потребитель мог беспрепятственно подойти и ознакомиться с ними.

Какие нужны документы для его оформления

Если единых требований относительно оформления стенда нет, но перечень обязательных документов существует:

  • заверенная копия Свидетельства о регистрации;
  • если род деятельности подразумевает наличие Лицензии, то ее заверенная копия;
  • перечень органов, которые осуществляют контроль деятельности предприятия, с их адресами и контактными номерами телефонов;
  • актуальная редакция Закона о защите прав потребителей;
  • правила продажи товаров или Правила предоставления услуг;
  • режим работы предприятия/торговой точки.

Дополнительно на стенде также может размещаться:

  • Книга жалоб и предложений;
  • СанПин, правила пожарной безопасности;
  • план эвакуации;
  • прайс-лист с предоставляемыми услугами;
  • информация о реализации товаров, правилах предоставления услуг;
  • номера телефонов экстренных служб, ответственного за безопасность;
  • если это филиал, то контакты управляющего;
  • журнал учета проверок.

Обратите внимание!

Перечень дополнительной документации не является исчерпывающим и стандартным – он будет меняться в зависимости от типа субъекта предпринимательской деятельности и направления деятельности.

Кто контролирует размещение стенда

За размещением стенда и актуальностью размещенной на нем документации следит:


  • Роспотребнадзор;
  • орган пожарного надзора;
  • Санэпидстанция.

За отсутствие  стенда предпринимателя могут привлечь к административной ответственности.

Ответственность за отсутствие стенда

Если контролирующими органами будет обнаружено, что уголок потребителя отсутствует, ответственное лицо понесет административную ответственность – штраф:

  • должностное лицо заплатит от 3000 до 4000 рублей;
  • юридическое лицо от 30 000 до 40 000 рублей;
  • физическое лицо – от 1500 до 2000 рублей.

Обратите внимание!

Статья 14.7 КоАП РФ указывает, что в случае, если на стенде для потребителей будет указана ложна информация, юридическое лицо могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Центр помощи потребителям
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.