Уголок потребителя должен размещаться на предприятиях, которые изготавливают, отпускают продукт или предоставляют услуги. Это указывает ст.8 Закона о защите прав потребителей. Законом предусматривается наказание за отсутствие уголка потребителя - штраф. Что должен содержать уголок потребителя?
Для чего нужен уголок потребителя
Согласно Закону о защите прав потребителей, субъект ведения предпринимательской деятельности должен предоставлять в свободной форме клиентам информацию о себе, как поставщике услуг/товаров, и о ведении своей деятельности. Информация должна размещаться в удобном месте со свободным доступом. Это место принято считать уголком потребителя.
Такой стенд нужен покупателям для того, чтобы:
- они могли ознакомиться с юридической информацией относительно предпринимателя, предприятия, ИП;
- ознакомиться с информацией, относительно реализуемого товара, предоставляемых услуг;
- оставить отзыв в книге жалоб и предложений: как положительный, так и отрицательный;
- ознакомиться с актуальной редакцией Закона о защите прав потребителей.
Обратите внимание!
В уголке должна быть информация о графике работы предприятия, юридический и фактический адрес, а также официальное название.
Как выглядит уголок потребителя
Единых стандартов оформления стенда нет, но нужно принимать во внимание такие правила:
- стенд должен размещаться в доступном для потребителя месте;
- на стенде должно быть указание того, что это такое;
- документы в уголке потребителя должны размещаться таким образом, чтобы потребитель мог беспрепятственно подойти и ознакомиться с ними.
Какие нужны документы для его оформления
Если единых требований относительно оформления стенда нет, но перечень обязательных документов существует:
- заверенная копия Свидетельства о регистрации;
- если род деятельности подразумевает наличие Лицензии, то ее заверенная копия;
- перечень органов, которые осуществляют контроль деятельности предприятия, с их адресами и контактными номерами телефонов;
- актуальная редакция Закона о защите прав потребителей;
- правила продажи товаров или Правила предоставления услуг;
- режим работы предприятия/торговой точки.
Дополнительно на стенде также может размещаться:
- Книга жалоб и предложений;
- СанПин, правила пожарной безопасности;
- план эвакуации;
- прайс-лист с предоставляемыми услугами;
- информация о реализации товаров, правилах предоставления услуг;
- номера телефонов экстренных служб, ответственного за безопасность;
- если это филиал, то контакты управляющего;
- журнал учета проверок.
Обратите внимание!
Перечень дополнительной документации не является исчерпывающим и стандартным – он будет меняться в зависимости от типа субъекта предпринимательской деятельности и направления деятельности.
Кто контролирует размещение стенда
За размещением стенда и актуальностью размещенной на нем документации следит:
- Роспотребнадзор;
- орган пожарного надзора;
- Санэпидстанция.
За отсутствие стенда предпринимателя могут привлечь к административной ответственности.
Ответственность за отсутствие стенда
Если контролирующими органами будет обнаружено, что уголок потребителя отсутствует, ответственное лицо понесет административную ответственность – штраф:
- должностное лицо заплатит от 3000 до 4000 рублей;
- юридическое лицо от 30 000 до 40 000 рублей;
- физическое лицо – от 1500 до 2000 рублей.
Обратите внимание!
Статья 14.7 КоАП РФ указывает, что в случае, если на стенде для потребителей будет указана ложна информация, юридическое лицо могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 000 рублей.