Действия персонала торговых сетей иногда подпадают под нормы административного или уголовного права (последнее практически не применяется). Столкнувшись с подобной ситуацией, граждане задают вопрос: что делать, если обманули в магазине — куда обратиться? В спорной ситуации, если обвесили в магазине, куда обратиться зависит от обстоятельств дела.
Куда обращаться если обманули в магазине
Адресат зависит от формы обмана. Жалоба в правоохранительные органы следует, когда есть основания подозревать сотрудников магазина в умышленных действиях, связанных с:
- Обсчетом. Так называют ситуацию, когда на кассе дается меньшая сумма сдачи.
- Обвесом. Понятие охватывает неверную фасовку или недостаточный объем весового товара. Сюда же входят случаи, когда весы торговой точки показывают неверные цифры.
Зачастую обман связан с изменением срока годности. Продавцы наклеивают новую этикетку или применяют оборудование для нанесения (штамповки) других цифр. Подобные случаи отслеживает Роспотребнадзор.
Ситуации расхождения в стоимости на кассе и ценнике, вызваны скорее оплошностью персонала (не успевшего поменять цифры) либо техническим моментом. Изменение цен приходит в течение дня и проводится сразу, тогда как физическая смена ценников требует времени. Независимо от этого, расхождение в ценах является достаточным основанием обращения.
В зависимости от ситуации, пострадавший гражданин обращается в:
Роспотребнадзор
На ведомство возложен надзор за соблюдением Закона «О защите прав потребителей». Сюда подаются обращения связанные с продажей просроченного товара, расхождением стоимости в торговом зале и на кассе, несоблюдением персоналом и руководством магазина санитарно-эпидемиологических норм.
Обратите внимание!
Обращение подается в форме жалобы, где указывается суть дела и претензий. Документ не имеет специализированной формы и составляется в 2-х экземплярах. Один вручается адресату, второй остается у подателя.
Сроки рассмотрения жалобы ведомством составляют 30 суток с момента ее регистрации.
Отдел по борьбе с экономическими преступлениями
В ситуации, когда человека явно обманули в магазине, и он не знает куда обратиться, адресатом становится Управление по борьбе с экономическими преступлениями. Оно располагается в территориальном ОВД.
Обман и обвес проходят как административные правонарушения, наказания за которые предусматривает ст. 14.7 Кодекса об административных правонарушениях. Санкции определяет статус виновного (физическое, должностное, юридическое лицо).
Уголовное наказание за обман и обвес не предусмотрено. Единственной статьей Уголовного кодекса РФ, которую можно применить к правонарушению является ст. 159. Она регламентирует состав и наказание за мошенничество. На практике дела ограничиваются административным наказанием.
Обратите внимание!
Формой обращения в Отдел по борьбе с экономическими преступлениями является заявление с адресом магазина, изложением ситуации и претензиями.
Прокуратура
Административными правонарушениями и мошенничеством занимается МВД. Другие нормы закона к ситуациям обмана и обвеса не применяются. Это не запрещает гражданину напрямую обращаться в органы прокуратуры, но его заявление будет переадресовано в полицию. При этом за прокуратурой останется надзор конкретного дела, что ускорит деятельность полицейских по установлению злоумышленников.
Обращение в прокуратуру следует и в ситуации отказа рассматривать его в других ведомствах. Т.е. если жалоба в Роспотребнадзор или заявление в полицию не принимаются, остаются без ответа или в возбуждении дела отказывают, гражданин пишет заявление в органы прокуратуры.
Суд
Суд также рассматривает претензии граждан к магазину. Обычно они связаны с требованием, компенсировать моральный и материальный ущерб.
Обращение идет в исковом формате, где указывается адрес магазина, суть дела, доказательства (если они имеются в наличии). На заседании выносится решение, судебные издержки оплачивает проигравшая сторона. Определение можно обжаловать в течение 30-ти дней.
Обратите внимание!
Иск подается в суд, к территориальной принадлежности которого относится магазин, в котором состоялся обман или обвес покупателя.
Как написать жалобу на магазин
Адресатами жалоб на магазин становится местный отдел Роспотребнадзора. Структура документа произвольна, составление идет в стандартном порядке:
- В шапке указывается название ведомства, его территориальная принадлежность и адрес. Сюда же вписывается вся информация о подателе (Ф.И.О., место жительства, контакты).
- По центру пишется слово «Жалоба».
- Ниже идет описание ситуации. Важно изложить суть произошедшего в хронологическом порядке, по возможности указав число, время события, его участников и другие сведения. Изложение осуществляется в кратком, деловом стиле.
- Далее перечисляются правовые нормы (закон «О защите прав потребителей»), нарушенные магазином и требования принять меры в отношении нарушителей.
- Внизу ставится дата и подпись.
Обратите внимание!
Санкции Роспотребнадзора зависят от конкретной ситуации.
Ответственность
Меры ответственности, если гражданина обвесили в магазине и куда ему обратиться в такой ситуации, предусмотрены в КоАП ст. 14.7. В качестве наказания фигурирует денежный штраф, размер которого зависит от статуса виновного:
- Физическое лицо — 3-5 тыс. рублей.
- Должностное лицо — 10-30 тыс. рублей.
- Юридическое лицо — 20-50 тыс. рублей.
Ответственность предусмотрена и в судебном порядке, если гражданин решит прибегнуть к соответствующему иску. Выиграв дело, он получает компенсацию материального и морального ущерба. Кроме этого торговая точка или гражданин свершивший обман (обвес) выплатит полную сумму судебных издержек.