Потребитель, оставшись недовольным качеством оказанной услуги или не желая в дальнейшем пользоваться услугой, имеет право направить претензию лицу, оказывающему услугу (далее по тексту – исполнитель).
Право потребителя отказаться без объяснения причин от услуги до ее завершения закреплено в статье 32 Закона РФ «О защите прав потребителей». Требование заявляется вне зависимости от основания отказа от услуги, достаточно нежелания потребителя дожидаться ее окончания и прибегать к услугам конкретного исполнителя в дальнейшем.
При отказе потребителя от качественной услуги исполнитель вправе настаивать на компенсации расходов исполнителя, совершенных для оказания услуги.
Расходы исполнитель подтверждает документально, голословно требовать ту или иную сумму с потребителя неправомерно. К расходам исполнителя относятся траты на оплату привлеченных специалистов, закупку материалов, приобретение специального оборудования и прочие необходимые затраты. Этот момент обязательно стоит учитывать при принятии решения об обращении с претензией к исполнителю.
Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с претензией по договору оказания услуг, то вам следует помнить, что:
- Все случаи, связанные с обманом потребителя, уникальны и индивидуальны.
- Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
- Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
Если договор на оказание услуг содержит пункт, запрещающий потребителю в любой момент отказываться от услуг или налагающий на него штраф за подобный отказ, такой пункт – недействителен как противоречащий закону.
Включать в договор на оказание услуг пункты, ущемляющие права потребителя, не допускается.
Если исполнитель ссылается на подобные положения договора, в претензии на отказ от услуг стоит указать на недействительность положений и настаивать на разрешении ситуации по закону.
В отношении уже оказанной услуги потребитель вправе отказаться и потребовать возврата денег в следующих случаях:
- Исполнитель не устраняет в установленный законом срок дефекты оказанной услуги;
- Потребитель обнаружил существенный дефект в услуге;
- Исполнитель допустил существенные отступления от условий, согласованных потребителем и исполнителем в договоре на оказание услуг;
- Исполнитель не начал оказание услуги во время, прописанное в договоре на оказание услуг, не окончил услугу в нужный срок, нарушил промежуточные сроки этапов оказания услуги и т.д.
Как следует из приведенного перечня, при обнаружении несерьезного недостатка в оказанной услуге потребитель сразу просить возврата денег не имеет права – ему надлежит сначала обратиться с требованием об устранении дефекта, и только при нарушении сроков такого устранения или при отказе в исправлении ситуации потребитель заявляет требование по деньгам.
Как написать претензию по договору оказания услуг
Претензия по договору на оказание услуг оформляется письменно, единая форма законом не предусмотрена. Сразу пишется два экземпляра – по одному для исполнителя и потребителя. На копии потребителя работник исполнителя или сам исполнитель проставляет отметку о получении.
В претензии по договору об оказании услуг указываются:
- ФИО, адрес, телефон потребителя;
- Наименование организации-исполнителя, ФИО индивидуального предпринимателя, адрес, ОГРН и ИНН, если известны потребителю;
- Описание места и времени заказа услуги, ссылка на договор и прочие документы в подтверждение;
- Описание причины направления претензии: вид недостатка, когда и при каких обстоятельствах выявлен;
- Требование потребителя;
- Дата и подпись.
Если потребитель просит возврата денежных средств, рекомендуется одновременно с претензией предоставить исполнителю банковские реквизиты для перечисления денег.
В противном случае исполнитель вынужден вступать в переписку с потребителем, приглашать для получения денег наличными из кассы, если возможно, или запрашивать реквизиты для денежного перевода. Такие мероприятия затягивают время рассмотрения претензии и влекут нарушение сроков для исполнителя.
В случае, когда заявлено требование об исправлении недостатка, срок устанавливается потребителем – этот срок следует указать сразу в претензии, чтобы избежать подписания дополнительных соглашений или согласий.
Если исполнитель игнорирует обращение и отказывает в принятии претензии, обращение надлежит отправлять письмом, описав вложение и заполнив уведомление о вручении.
Уведомление стоит сохранить на случай отказа в удовлетворении требований или нарушения сроков со стороны исполнителя, вследствие чего придется обращаться в суд с исковым заявлением. В суде уведомление принимается в качестве доказательства факта и даты обращения к исполнителю, с которой начинается отсчет сроков для исчисления неустойки.
Опись вложения служит доказательством установления обстоятельства направления исполнителю претензии, а не иного документа, не имеющего отношения к спору. В описи следует указывать полные реквизиты претензии – дату, от кого и кому, краткую суть, например: «Претензия ФИО к ИП ФИО/ООО «Наименование» от 01.01.2016 г. по некачественной образовательной услуге».
Претензия по договору на оказание услуг рассматривается в сроки, установленные законом для отдельных требований:
- Претензия с требованием о возврате денег, перерасчете – 10 суток;
- Претензия с требованием об исправлении недостатков – разумный срок, установленный потребителем;
- Претензия с требованием о повторном оказании услуги – в срок по договору.
При нарушении исполнителем указанных сроков потребитель вправе требовать взыскания с исполнителя неустойки по 3% за каждые сутки и обратиться в суд для защиты нарушенных прав, где взыскать дополнительно компенсацию морального вреда и штраф за неисполнение законных требований.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.