Претензия — это инструмент урегулирования конфликта до суда. Направляя эту бумагу, физлицо, ИП или юрлицо выражает свое недовольство допущенным нарушением и предлагает решить проблему мирным путем. Такой способ можно использовать при разрешении конфликтов между сторонами договоров поставки, купли-продажи, в сфере страхования, кредитования и т.д. Далее расскажем, как составляется официальная жалоба и как выглядит ее образец.
Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с написанием претензии, то вам следует помнить, что:
- Все случаи, связанные с обманом потребителя, уникальны и индивидуальны.
- Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
- Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
Как составить претензию
До того, как писать официальную претензию, попробуйте урегулировать вопрос на словах. Обратитесь к нарушителю и сошлитесь на пункты договора, которые не были соблюдены. Не исключено, что ваши требования удовлетворят. Если же вам не идут навстречу, составляйте письменную жалобу. Рассмотрим ее на примере некачественного товара. Перед составлением выберите самый существенный недостаток. Вы должны четко представлять, какой результат хотите получить от продавца или производителя. Основные права потребителя:
- на качество;
- на безопасность;
- на информацию;
- на возмещение ущерба.
Право на качество означает, что продавец должен передать потребителю качественный товар. Кроме того, покупатель должен быть уверен в том, что продукт безопасен для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды. Информация о товаре должна быть достоверной и полной. За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Мирное урегулирование спора выгодно обеим сторонам. Вот его основные преимущества:
- вопрос решается быстрее;
- нет судебных издержек;
- сохранена репутация;
- не нужно готовить массивный пакет бумаг для суда.
Обратите внимание!
Раньше направление претензионного письма было добровольным. Сейчас суды рассматривают заявления только после попытки мирного разрешения конфликта.
Существуют исключения. Претензионный порядок не обязателен, если:
- обстоятельства разбирательства имеют юридическое значение;
- речь идет о признании компании или физлица банкротом;
- имеет место корпоративный конфликт и т.д.
Виды претензий
Существуют следующие виды претензий:
- должнику;
- покупателю;
- продавцу;
- в управляющую компанию;
- работодателю;
- в интернет-магазин;
- в стационарную торговую точку;
- поставщику товара;
- в страховую компанию;
- в банк;
- Почте России;
- застройщику;
- по оплате задолженности;
- по возмещению ущерба;
- по изменению договора;
- по договору перевозки;
- по договору подряда;
- по договору купли-продажи;
- о расторжении договора;
- за нарушение сроков;
- на возврат товара;
- по расписке;
- на возврат денежных средств;
- на устранение недостатков.
Приведенный список неполный.
Образец составления претензии
Составляя жалобу, укажите данные обеих сторон спора. Детально, но кратко изложите суть нарушения ваших прав. Напишите, какие недостатки считаете наиболее существенными. Сошлитесь на пункты закона или договора. Изложите ваши требования: возврат денег, замена товара, уменьшение покупной стоимости или стоимости услуги (на ваш выбор). Обязательно пропишите срок устранения претензий. Как правило, это 10 дней. Поставьте число и подпись.
Вы можете скачать образец письменной жалобы в интернете, но мы рекомендуем привлечь к делу юриста. Так вы гарантируете себе максимально быстрое разрешение конфликта в вашу пользу.
Приложите ксерокопии имеющихся у вас документов: чеков, договора. Чтобы ускорить рассмотрение обращения, сообщите, что намерены обратиться в суд.
Претензию составляйте в двух экземплярах. Ее можно подать двумя способами: заказным письмом с уведомлением о доставке или лично. Во втором случае попросите поставить отметку о принятии на вашем экземпляре.
Оформление претензий и правила подачи
При составлении жалобы используйте четкие формулировки. Каждое указанное нарушение должно подкрепляться доказательствами. В крайнем случае можно использовать показания свидетелей. Срок удовлетворения требований необходимо устанавливать реальный, не слишком обременительный для ответчика.
Важная часть документа — сумма неустойки и ее расчет. Ее размер смотрите в законе или договоре.
Если вы решили отнести претензию лично, возьмите с собой свидетеля. Если продавец откажется принимать документ, свидетель распишется на вашем экземпляре и укажет, что сотрудник торговой точки не взял бумагу. Этого будет достаточно для суда. Будьте готовы к тому, что магазин потребует проведения экспертизы. Оплатить работу специалистов придется той стороне, чья неправота будет подтверждена. Если товар окажется качественным, расходы лягут на покупателя.
Устранение претензий
Обязательно укажите в претензии, чего хотите от нарушителя. Права покупателей перечислены в Законе «О защите прав потребителей». Это может быть возврат средств или обмен на качественный товар.
Если речь идет о договорных отношениях между компаниями, пропишите в претензии, в какой срок и какие именно недостатки нужно устранить. Сошлитесь на пункты договора, которые были нарушены. Если вторая сторона не спешит удовлетворять требования, обращайтесь в суд.
Куда подавать претензию
Это зависит от ее вида. Претензии по качеству товара направляются продавцу или производителю, по качеству работы или услуги — подрядчику либо исполнителю. Контрагенту претензионное письмо следует направлять по тому адресу, который указан в договоре.
Надежнее всего вручить документ лично под расписку. Также можно направить бумагу почтой, целесообразно сделать это заказным письмом с уведомлением о получении адресатом. Закон не запрещает пересылать претензии по электронной почте. Но при таком способе сложно доказать получение документа, поэтому его лучше не использовать.
Претензия в Роспотребнадзор
Образцы претензий в Роспотребнадзор можно посмотреть и скачать на сайте госоргана. Можно лично принесите документ в управление госоргана в вашем городе, направить обращение по почте, также допускается сделать это через сайт Роспотребнадзора. Для этого заполните форму. Все обращения рассматривают в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ.
Заявитель обязан сообщить о себе всю необходимую информацию. Это ФИО и адрес, по которому нужно направить ответ. Если каких-то данных из указанных выше не будет, жалобу не станут рассматривать.
Обратите внимание!
Роспотребнадзор наделен полномочиями проводить проверочные и контрольно-надзорные мероприятия, поэтому по итогам рассмотрения вашего обращения сотруднику компании могут грозить реальные санкции.
Претензия в управляющую компанию
Существует масса причин для подачи жалобы в УК. Перечислим некоторые из них:
- начислили слишком большую сумму;
- не учли льготы;
- недобросовестно оказали услугу;
- не вывозят отходы;
- недобросовестно следят за общедомовым имуществом и т.д.
В жалобе важно указать, помимо своих данных, номер дома и квартиры. Сошлитесь на нормы профильных законов и нормативно-правовых актов:
- Жилищный кодекс;
- Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 (Правила содержания общего имущества);
- СаНПиН;
- ГК РФ.
Претензия в страховую компанию
Одно из самых частых оснований для споров со страховыми компаниями — претензии по договору ОСАГО. Водитель может быть недоволен отказом в выплате, низкой суммой компенсации, результатами проведенной экспертизы после ДТП.
В претензии помимо основных сведений укажите номер страхового полиса. Приложите:
- копию паспорта;
- копию договора страхования;
- бумагу, подтверждающую право владения автомобилем;
- протокол и постановление о правонарушении;
- справку о ДТП.
Претензия производителю
Недовольный качеством товара покупатель имеет право адресовать жалобу как продавцу, так и производителю. Укажите в ней:
- наименование компании, ФИО и должность руководителя;
- свои контактные и персональные данные;
- суть проблемы;
- факты и обстоятельства дела;
- ссылки на законы РФ;
- требования.
Приложите копию товарного чека, гарантийного талона и другие бумаги, подтверждающие совершение покупки и недостатки товара.
Сроки подачи и рассмотрения претензии
Срок ответа на претензию 30 дней действует для госорганов. Срок рассмотрения претензии продавцом, производителем, стороной договора может быть меньше. Как правило, это 10 дней. Период указывается в самом документе.
Лучше не тянуть и направлять жалобу сразу же после обнаружения недостатков. Также важно помнить о сроках давности претензий. Они установлены, в частности, для предъявления требований по признанию сделки недействительной. В этом случае период составляет 3 года. Чтобы узнать срок исковой давности по претензиям в вашем конкретном случае, обратитесь к юристу.
Претензия по заливу квартиры
В зависимости от того, кто стал виновником затопления, претензия подается либо соседу, либо управляющей компании. И в том, и в другом случае лучше отправлять документ заказным письмом с уведомлением о вручении, поскольку так проще доказать получение бумаги виновной стороной. Это может понадобиться в суде. Укажите:
- сведения о затопившем;
- данные заявителя (ФИО, адрес, телефон);
- описание ситуации;
- размер ущерба по результатам экспертизы;
- срок выплаты компенсации.
Претензия по качеству выполненных работ
В претензии по качеству работ можно потребовать:
- безвозмездно устранить недостатки в разумный срок;
- уменьшить сумму вознаграждения на размер ущерба (если заказчик устранил недостатки за свой счет);
- возместить расходы на устранение недостатков.
Претензия по оказанной услуге
Требования потребителя к исполнителю регулируются ст. 28 Закона «О защите прав потребителей». Пострадавшая сторона вправе назначить исполнителю новый срок на оказание услуги, потребовать возместить расходы или вернуть деньги, потребовать уменьшить размер вознаграждения, отказаться от исполнения договора.
Форма претензии не отличается от описанных нами выше.
Претензия на качество товара
П. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» позволяет потребовать:
- безвозмездно устранить недостатки или возместить расходы покупателя, который уже потратился на ремонт;
- заменить товар на аналогичный;
- заменить продукт на другой с доплатой или, напротив, возвратом части денег;
- полного возврата средств.
Обратите внимание!
Вернуть технически сложные товары можно только в том случае, если они некачественные.
Укажите полное наименование продавца и его адрес, свои фамилию, имя и отчество, дату и место покупки. Опишите купленный товар, укажите его стоимость. Перечислите выявленные недостатки. Если проводилась экспертиза, сошлитесь на ее результаты. Напишите свои требования и срок для их удовлетворения.
Претензия застройщику
Жалоба на застройщика подается, если он нарушил условия договора. Отношения между участником долевого строительства и застройщиком регламентируются Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ. Именно на его положения стоит ссылаться при подготовке претензии. Причины для ее подачи:
- срыв сроков сдачи дома;
- выявление существенных недостатков;
- отказ застройщика устранить недоделки.
Образец претензии по договору
Договорные отношения регламентированы ГК РФ. Он обязывает стороны соблюдать претензионный порядок. Лучше сразу прописать действия сторон и правила разрешения споров в самом договоре.
В зависимости от вида документа различается его содержание. Например, претензия о нарушении срока поставки должна включать ссылку на пункт договора, в котором указан срок поставки товара, требование выполнить обязательства в ближайшее время, а также расчет неустойки.
Претензия по контракту 44-ФЗ: образец
Согласно действующему законодательству в сфере закупок в любом контракте должен быть установлен претензионный порядок. Одной из самых популярных причин претензий по 44-ФЗ является просрочка обязательств и как следствие — выплата неустойки. Претензионное письмо можно направить в следующих случаях:
- необоснованная задержка в приемке;
- нарушение сроков оплаты;
- срыв сроков поставки товара, выполнения работы или оказания услуги.
Налоговые претензии
Выделяют следующие основания для жалобы на ИФНС:
- неправильный расчет налога;
- отказ в возврате переплаты;
- нарушения при проверке налоговиков;
- отказ в предоставлении вычета;
- отказ в предоставлении льгот;
- незаконные штрафы;
- несвоевременная выдача документов.
Способы подачи претензии:
- лично передать в канцелярию инспекции или специалисту в окно приема документов;
- направить по почте;
- обратиться в общественную приемную;
- позвонить по номеру контакт-центра 8 (800) 222-22-22;
- отправить по факсу.
Обратите внимание!
Обжаловать действия или бездействие должностных лиц нужно в вышестоящем органе, однако обращение направляется через ту инспекцию, которая допустила нарушение.
Чтобы направить обращение онлайн в ФНС, перейдите в раздел «Контакты и обращения» — «Обращения и жалобы».
Претензия в автосалон: образец
Как правило, претензии в автосалон направляют в следующих случаях:
- продажа некачественного авто;
- необходимость в гарантийном ремонте;
- слишком долгое ожидание автомобиля.
Обратите внимание!
В салон можно направить жалобу на качество машины, в том числе о выдаче авто и его замене, а автосервисы принимают претензии лишь по ремонту ТС.
В названии документа уточните, по какому поводу он составлен, например: «Претензия на гарантийный ремонт автомобиля». В теле письма укажите марку и характеристики ТС, адрес автосалона, имя конкретного сотрудника. Также некоторые салоны требуют водителей указывать номер водительского удостоверения и реквизиты документов, подтверждающих право собственности на транспортное средство.
Резюме
Претензия — это эффективный инструмент мирного разрешения конфликта. Ее плюсы в меньших расходах по сравнению с судебным разбирательством, скорости урегулирования вопроса, сохранении репутации. Форма претензионного письма законодательно не определена. Для грамотного составления жалобы рекомендуем обратиться к юристу. Связаться с ним можно с помощью онлайн-формы или по телефону, указанному на сайте.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.