Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи

Автодетали, как и другие товары, должны поставляться клиенту в соответствии с его требованиями и в надлежащем состоянии. Если что-то пошло не так, покупатель имеет право на возврат автозапчастей по закону «О защите прав потребителей», замену изделия или возврат средств.  Срок возврата запчастей по закону «О защите прав потребителей» зависит от причины обращения: деталь оказалась некачественной или просто не подходит для авто клиента. 

Возврат автозапчастей по закону «О защите прав потребителей»

Законодательство России регламентирует права покупателей и описывает условия, сроки и различные варианты действий при приобретении разных видов товаров. Главными документами, на которые следует ориентироваться, являются:

  • Закон «О защите прав потребителей» – основополагающий в сфере регулирования торговых отношений;
  • Глава 30 и другие положения Гражданского кодекса РФ;
  • Постановления правительства №55 и 924, касающиеся определения перечней и списков особых товаров.

Несмотря на отношение к автотехнике, запчасти не входят в установленный правительством перечень технически сложных товаров. Таковыми считаются только сами транспортные средства от легковых авто и мотороллеров до плавательных средств и самолетов. Для них закон предусматривает отдельные правила возврата - в первые 15 дней после покупки при обнаружении легких недостатков, а в последующем - гарантийный ремонт или замена техники со значимыми дефектами.

Обратите внимание!

Отдельные запчасти в технически сложную группу, вопреки уверениям продавцов, не внесены, поэтом подпадают под статьи ЗоЗПП, регламентирующие сделки с обычными непродовольственными товарами. 


Права потребителя на возврат автозапчастей

Статья 18 Закона предусматривает несколько вариантов для покупателя, если в приобретенном товаре были обнаружены недостатки:

  • замена на идентичное изделие или аналог с пересчетом цены;
  • уменьшение цены на стоимость ремонта;
  • ремонт за счет продавца;
  • возврат товара продавцу, который должен возместить потраченную сумму.

При этом отказ продавца от дальнейшего взаимодействия с клиентом на основании того, что покупатель не имеет кассового чека, заводской упаковки, и других подтверждающих покупку документов, незаконен. Пункт 5 статьи 18 гласит, что это не является основанием для отказа выполнения требований клиента.

Продавец или изготовитель автозапчастей не имеет права отказаться от возврата или ремонта товара, если покупатель предъявляет такое требование. Единственное условие, которое может поставить реализатор – проведение технической экспертизы. В проверке имеет право принимать покупатель, более того, если он не согласен с результатами, то может обратиться к независимой экспертной организации.  

Оплачивать такие работы будет сторона, которая окажется права. Доставка детали весом более пять килограмм назад в магазин или на техническую проверку должна осуществляться за счет продавца. В некоторых случаях потребитель может через суд добиться не только возврата потраченных средств, но и компенсации ущерба, если таковой был нанесен вследствие поставки некачественных узлов и деталей.


Речь идет исключительно о дефектах, не известных покупателю на момент сделки. Например, если были приобретены диски со сколом, продавец указал на данный недостаток и снизил цену, покупатель позже не сможет предъявить претензии.  

Как вернуть автозапчасть в магазин

Быстрее и удобнее для обеих сторон договориться о возврате полюбовно. В качестве аргументов покупатель может привести аналогичные примеры, взятые из сети Интернет, ссылаться на законодательство, советы и рекомендации Роспотребнадзора.

Если в порядке устной договоренности  не удалось возвратить запчасть, необходимо оформить требование в письменной форме. Перед походом к продавцу необходимо максимально подготовиться – собрать все имеющиеся документы, подтверждающие факт покупки – чеки, договор купли-продажи, квитанции. Если товар подвергался гарантийному ремонту, то важно сохранять все акты с датами и перечнем работ. Если бумажного подтверждения нет, процесс может усложниться, так как необходимо будет привести свидетельские показания.

Обратите внимание!

Необходимо подать заявление, в котором бы говорилось о полной серьезности действий покупателя – ссылки на статьи ЗоЗПП, праве обращения в суд.

Если покупателю не известно Ф.И.О. руководителя, хозяина торговой точки, в заявлении его не обязательно указывать. Достаточно правильно указать название организации. Реквизиты указываются в документах, выданных при продаже, размещаются  на информационных стендах в торговых точках. Если запчасть покупалась на рынке и продавец не желает представляться, то можно обратиться к дирекции рынка.

Важно правильно доставить заявление, чтобы продавец не смог отказаться от факта получения документа. Здесь потребителю может помочь заказное письмо. Также можно самостоятельно вручить претензию, но при этом необходимо, чтобы на руках было два экземпляра: один отдается продавцу, на втором ответственное лицо должно поставить дату приема и подпись. Если продавец отказывается это делать, то можно зафиксировать данный факт с помощью аудио- видеосредств или свидетелей. 

Как вернуть запчасть в магазин, если она не подошла

Возврат неиспорченной детали, то есть надлежащего качества, даже без объяснения причины продавцу регламентирует статья 25 профильного закона. Однако закон предусматривает в первую очередь обмен на деталь, подходящую под требования покупателя. Вернуть деньги за товар без дефектов можно в том случае, если продавец не может провести обмен. Также по договоренности между сторонами покупатель может согласиться подождать пока необходимый ему товар будет у продавца в наличие для обмена.

Правительством установлен перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену и возврату в него входят также различные виды транспорта, однако комплектующие и запчасти не внесены в данный список.

Не получится вернуть испорченные или потерявшие товарный вид запчасти, и те, которые были сделаны по индивидуальному заказу. 

Срок возврата запчастей по закону о защите прав потребителей

Товары надлежащего качества могут быть обменяны или возвращены в течение 14 дней со дня покупки. Деньги, если товара не нашлось, обязаны вернуть в течение трех дней.

Согласно статье 22 профильного закона, если запчасти возвращаются по пришествию двух недель, потому что были обнаружены дефекты, то средства продавец отдает максимум через 10 дней после полученного требования от покупателя. 

Заявление на возврат автозапчастей, образец

Единого шаблона на возврат товара закон не устанавливает, однако такие бланки могут быть  у продавцов. Для заполнения бумаг реализатор может предоставить свою форму, но и написанное от руки заявление в произвольной форме будет иметь юридическую силу. Главное, чтобы документ содержал необходимые данные:

  • В правом верхнем углу размещаются реквизиты продавца: название организации, юридического лица или частного предпринимателя, адрес. Данные заявителя: Ф.И.О., адрес, контакты.
  • Посредине - название документа: просто «Заявление» или «Заявление на возврат товара».
  • В основной части описываются детали покупки: дата и место, что именно было приобретено, серия, характеристика запчасти или детали.
  • Требование – вернуть товар обратно, согласно требованиям статьи 25 Закона о защите прав потребителей. Или согласно статье 18 при обнаружении недостатков. Указывается причина, описание дефекта запчасти, при  каких  обстоятельствах это было выявлено.
  • Указание сроков выполнения требования.
  • Возможно в заявлении указать дальнейшие действия, если требование не будет выполнено.
  • Перечень прилагаемых к заявлению документов: чеки, накладные, гарантийный лист, инструкция.
  • Дата и подпись.

Для самостоятельного составления документа можно воспользоваться образцом

Действия в случае отказа продавца

В случае возврата товара надлежащего качестве в установленный законом срок, продавец имеет права не принять назад запчасть если:

  • видны следы эксплуатации;
  • нарушена работа и механизм действия;
  • отсутствуют части;
  • сорваны заводские пломбы;
  • отсутствуют фабричные метки, обозначения.

Также процесс возврата  детали без дефекта усложнит отсутствие документов на покупку. Если не удастся с помощью свидетелей доказать точную дату приобретения – продавец может сослаться на пропуск допустимых 14 дней. Если возвращается товар с поломкой или изъяном, продавец обязан его принять, достаточно лишь доказать наличие дефекта.

Если покупатель уверен в своей правоте, но продавец отказывается возвращать деньги, клиент имеет право защищать свои интересы обратившись в:

  • прокуратуру – в полномочия ведомства входит контроль над соблюдением законности во всех сферах общественных отношений, а также защита законных интересов граждан;
  • Роспотребнадзор – ведомство специализируется на контроле соблюдения ЗоЗПП. Жалобу можно подать лично в местное отделение или обратиться через официальный сайт;
  • общество по защите прав потребителей - филиалы организации есть в любом крупном населенном пункте.

Обратите внимание!

Кроме того, каждый имеет право на защиту своих интересов в суде. Если сумма требований не превышает 50 тысяч рублей, можно обращаться в мировой суд, если больше - в районный. Инстанция выбирается по месту жительства истца, адресу магазина-ответчика или юридической регистрации компании.

Согласно статье 131 Гражданского процессуального кодекса РФ, перед подачей иска имущественного характера, продавцу необходимо направить претензию. Документ составляется по форме заявления, но меняется название и вносится предостережение – если за определенный  срок требование не будет выполнено, покупатель передает документы в суд.

Центр помощи потребителям
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.