В каждом магазине, где продаются ювелирные изделия, есть заметная надпись: ювелирные изделия обмену и возврату не подлежат. Если речь идет о драгоценностях надлежащего качества, то данное положение верно. Действительно, ювелирные вещи входят в перечень непродовольственных товаров, утвержденный Постановлением Правительства № 924 10.11.2011 г., которые нельзя возвращать и обменивать.
Когда и почему разрешено возвращать ювелирные изделия
Если же украшения некачественные и в них сразу после покупки (в течение 14 дней) или позже обнаружены недостатки, возврат разрешен. Чаще всего покупатели сталкиваются:
- с неработающими замками в цепочках, серьгах;
- плохо закрепленными драгоценными камнями в кольцах;
- механическими дефектами (например, сколами) в металлических элементах.
Как показывает практика, на ювелирные изделия гарантийный срок устанавливается не всегда. Вместе с тем существует отраслевой стандарт (ОСТ 117-3-002-95), согласно которому у покупателя есть 6 месяцев на обнаружение скрытых дефектов, которые нет возможности выявить сразу.
Важно! В соответствии с Законом «О защите прав потребителей», если на товар установлен гарантийный срок меньше 2 лет, то покупатель может обратиться к продавцу, изготовителю, импортеру в течение 24 месяцев с момента совершения сделки купли-продажи.
Иногда период гарантии у продавца и производителя может отличаться. При этом магазин не имеет права устанавливать гарантийный период меньше, чем у изготовителя.
Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с возвратом ювелирных изделий, то вам следует помнить, что:
- Все случаи, связанные с обманом потребителя, уникальны и индивидуальны.
- Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
- Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
Алгоритм возврата
Выявив дефекты, потребитель имеет право:
- заменить изделие аналогичным – той же марки, модели, цвета;
- уменьшить покупную цену и получить компенсацию расходов на ремонт, произведенный за счет собственных средств;
- обменять товар на иной – с такими же свойствами, но другого производителя;
- устранить недостатки за счет продавца;
- расторгнуть договор и возвратить средства.
Свои требования к продавцу лучше оформить письменно в виде претензии. Помимо самого изделия, при обращении в магазин понадобятся чек, подтверждающий покупку, бирка и ярлык.
Важно! Отсутствие чека не является основанием для отказа в возврате или обмене товара. Факт покупки можно подтвердить другими способами, например свидетельскими показаниями, либо запросить пленку с камеры видеофиксации в магазине.
В ряде случаев у продавцов бывают сомнения в причинах возникновения дефектов, и тогда назначается экспертиза. Покупатель имеет право на ней присутствовать, а при несогласии с заключением экспертов – провести независимую экспертизу за свой счет (как правило, в рамках подготовки к судебному процессу).
На рассмотрение претензии закон дает продавцу 10 дней. Если по их истечении приходит отказ в удовлетворении либо продавец категорически не желает идти на контакт и урегулировать спор в мирном порядке, следует обращаться с исковым заявлением в суд. Помимо имущественных требований, можно заявить о желании взыскать компенсацию морального вреда. Более того, при удовлетворении иска покупателя судья может назначить магазину штраф до 50% от цены иска. Денежные средства идут в федеральную казну.
Важно! По делам о защите прав потребителей госпошлина не предусмотрена.
Обращаться в суд можно как по своему месту жительства, так и по месту нахождения юридического лица.
Если вы приобрели некачественное ювелирное изделие, помните, что закон на вашей стороне. Квалифицированный юрист поможет вам составить претензию, при необходимости – исковое заявление, а также собрать доказательства для суда.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.