Купленный товар может не подойти потребителю по тем или иным причинам. Хотя многие полагают, что любой товар можно вернуть продавцу в течение двух недель, действующее законодательство не столь лояльно к покупателям и позволяет сдать товар только в определенных случаях.
Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с возвратом товара в течение 14 дней, то вам следует помнить, что:
- Все случаи, связанные с обманом потребителя, уникальны и индивидуальны.
- Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
- Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
Закон о возврате товара в течение 14 дней
Правила возврата, обмена купленных товаров закреплены в Законе РФ «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП). Данным нормативным актом нужно руководствоваться при формировании претензии продавцу и определении, есть ли законная возможность вернуть товар в четырнадцатидневный срок.
Помимо указанного выше закона нужно учитывать перечни товаров, которые нельзя ни возвращать, ни обменивать либо можно возвратить при некоторых условиях. Такие перечни установлены постановлениями Правительства РФ, о них речь пойдет ниже.
Возврат качественного товара в течение 14 дней
Гарантия обмена товара, с качеством которого покупатель согласен, но который не нравится потребителю по своим свойствам – скажем, не соответствует размер обуви, или не идет фасон купленного в подарок платья, - закреплена в ст. 25 ЗоЗПП.
Закон предусматривает возврат качественного товара только в том случае, когда невозможно обменять товар на другой.
Поэтому если продавец предлагает посмотреть другой товар, а покупатель сразу отказывается и упорствует в возврате товара – ему должен последовать законный отказ.
Помимо условия о том, что возврат можно осуществить только если нет другого товара, статья 25 содержит еще одно ограничение – возвращаемые вещи должны иметь товарный вид. Так, нельзя возвратить или даже обменять товар со следами повседневной носки, без бирок, без пломб, со стертыми набойками и прочими последствиями прямого использования.
Кроме того, указанный выше порядок распространяет действие не на все типы товаров. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 установлен список качественных товаров, ни поменять, ни возвратить которые нельзя. Для наглядности – не получится сдать лекарства, расчески, косметику, отрезы тканей, нижнее белье, чулки. Нельзя возвращать удобрения, драгоценности, машины, оружие, животных и еще целый ряд товаров.
Перед тем, как требовать обмена или возврата, убедитесь, что в отношении купленного товара нет запрета на его возврат или замену.
Возврат неисправного товара в течение 14 дней
Если сразу после приобретения или при пользовании выявилась неисправность товара, такой товар допускается вернуть продавцу.
Неисправный товар можно вернуть продавцу, даже если у него есть иной товар на замену.
Право выбора требования в данном случае – у покупателя. Он сам решает, что потребовать:
- Другой товар на замену
- Снизить цену за некачественную покупку
- Оплатить стоимость ремонта товара
- Сдать товар в ремонт продавцу или изготовителю
- Вернуть деньги.
Но закон содержит ограничения по выбору требований в зависимости от вида товара и срока пользования. Если товар включен в список технически сложных товаров, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 924, то покупатель может заявить каждое из требований в период 15 дней. После истечения 15 суток получить назад деньги можно в следующих случаях:
- при обнаружении в товаре существенного недостатка;
- при нахождении товара в ремонте с разными недостатками сроком более 30 дней в каждый гарантийный год;
- при затягивании продавцом срока ремонта.
Если ни одного указанного выше признака нет, то получить назад деньги за товар с недостатком после 15 дней использования не получится. При таком стечении обстоятельств остается только просить ремонта или уменьшения цены. Но при всех случаях покупки неисправного товара покупатель может требовать оплатить понесенные им убытки – проезд к продавцу, расходы на экспертов и пр.
Если продавец сомневается в причине поломки товара на гарантии, он обязан сдать товар независимым экспертам.
Покупатель имеет право находиться при проведении экспертизы.
Если эксперты подтвердят, что неисправность или дефект возникли не по вине купившего товар лица, то продавец должен выполнить требования покупателя и не имеет права удержать стоимость экспертизы из возвращаемой суммы.
Если продавец злоупотребляет и без оснований отказывает покупателю в возврате или обмене товара, покупатель может направить жалобу в Роспотребнадзор и инициировать судебное дело.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.