Непоставка товара, за который частично или полностью была внесена предоплата, ситуация распространенная. В ней могут оказаться и юридические, и физические лица.
Как действовать юридическому лицу
Если стороны – юридические лица, то конфликт решается на основании договора между контрагентами и ст. 509–524 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), которые содержат только общие положения. В связи с этим важно заранее прописать в договоре сроки, порядок отгрузки товара и ответственность поставщика.
Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с возвратом денежных средств за непоставленный товар, то вам следует помнить, что:
- Все случаи, связанные с обманом потребителя, уникальны и индивидуальны.
- Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
- Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
Если иное не предусмотрено договором, то в соответствии со ст. 395 ГК РФ пострадавшая сторона имеет право взыскать проценты за неправомерное пользование чужими денежными средствами. Они рассчитываются исходя из ключевой ставки Центрального банка РФ.
Важно! Если убытки выше, чем проценты, то кредитор имеет право на их взыскание в части, превышающей проценты.
Претензионный порядок является обязательным для юридических лиц. Срок рассмотрения претензии устанавливают в договоре поставки. Споры между юридическими лицами решаются в арбитражном суде. Иск подают по месту нахождения ответчика. Государственная пошлина рассчитывается по правилам, установленным в ст. 333.21 Налогового кодекса РФ.
Что делать физическому лицу
Когда покупатель – физическое лицо, то его права отстаивает закон «О защите прав потребителей». В случае непоставки товара в установленный срок согласно его ст. 23 потребитель имеет право требовать:
- назначить новый срок;
- расторгнуть договор купли-продажи и возвратить ранее уплаченные средства, а также неустойку за каждый день просрочки в размере 0,5% от уплаченной суммы.
Важно! Размер пени не может превышать аванса либо стоимости товара в ситуации со стопроцентной предоплатой.
Рассмотрим порядок действий такого покупателя:
1. Обращение с письменной претензией к продавцу. Документ должен содержать Ф. И. О., контактные данные, требования, правовое обоснование, дату и подпись. Заявление подают одним из трех способов:
- лично;
- по почте заказным письмом;
- по электронной почте.
2. У продавца на рассмотрение претензии есть 10 дней.По истечении этого срока, если деньги не возвращены, покупателю следует обращаться в суд. В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ дела по защите прав потребителей рассматривает мировой судья при цене иска до 50 тысяч рублей. Если сумма больше, то их направляют в федеральный суд. Покупатель на свое усмотрение выбирает суд по месту нахождения ответчика либо своей регистрации. Помимо денег за непоставленный товар и неустойки, он может взыскать компенсацию морального вреда.
Если вы не получили ранее оплаченный товар, то рекомендуем обратиться к юристу, который поможет в составлении претензии и искового заявления в суд.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.