Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи
Нужен ли паспорт при возврате товара

Редко какой потребитель не сталкивался с ситуацией, когда при возврате товара в магазин для выплаты денежных средств с него требуют паспорт. При этом возникает закономерный вопрос – правомерно ли такое требование?

Закон РФ «О защите прав потребителей», регулирующий основные моменты взаимодействия с продавцами, не устанавливает обязанности покупателя предъявлять паспорт продавцу. Гражданский кодекс РФ также не содержит положений, предписывающих покупателю демонстрировать паспорт продавцу.

Однако желание продавца удостовериться в том, что он передает денежные средства именно потребителю, а не постороннему лицу, объяснимо. Нельзя исключать ситуацию, когда вместо потребителя явился, скажем, его друг или знакомый, получил деньги и исчез, после чего обязательно поступит претензия от настоящего потребителя и продавец окажется в затруднительном положении – формально он так и не исполнил обязанности по выплате денег покупателю. При такой ситуации продавец рискует нарушением сроков на удовлетворение требования, что влечет выплату неустойки и перспективу судебного разбирательства с компенсацией морального вреда и штрафом за нарушение прав. Нежелание продавца иметь дело с подобными проблемами объяснимо.

Кроме того, продавец связан правилами ведения кассовых операций.


Банк России издал отдельное указание № 3210-У от 11.03.2014 г., в соответствии с которым каждый кассир, производящий отпуск денежных средств обратившемуся гражданину, обязан идентифицировать его личность. Для этого, как указано в данном документе, нужен паспорт или другой документ для удостоверения личности.

Такое правило обеспечивает правильность учета наличных денег юридическими лицами и позволяет избежать ситуаций с передачей денег неустановленным лицам. Без паспорта возврат денежных средств невозможен.

Обязанность предъявлять паспорт для получения наличных денежных средств за товар прямо предусмотрена законом.

Документы для возврата товара в магазин

Прежде чем возвращать товар в магазин и предъявлять требование о возврате денег, нужно убедиться, что имеются следующие документы:

  • Претензия (письменная, два экземпляра);
  • Паспорт или другой документ для удостоверения личности;
  • Комплект сопроводительных документов на товар (инструкция, гарантийный талон), если к возврату идет качественный товар, не устроивший потребителя по цвету, размеру и прочим параметрам;
  • Заключение эксперта, если возврат товара производится на основании выводов экспертизы;
  • Кассовый, товарный чек (если есть на руках);
  • Банковские реквизиты для перечисления денег безналичным способом.

Последний пункт бывает камнем преткновения между продавцами и покупателями. Покупатели в абсолютном большинстве забывают о таких данных, отправляют претензию и ждут денег. Продавцы в это же время недоумевают, как им исполнять требование, если неизвестно куда надлежит перевести деньги, а сам покупатель за наличными не приходит.


Для ускорения процесса получения денег от продавца рекомендуется вместе с претензией предоставлять ему банковские реквизиты.

Добросовестный продавец направляет просьбу предоставить банковские реквизиты, после чего покупатель предоставляет нужную информацию и получает деньги. Такие переписки занимают длительный период времени и влекут для продавца нарушение сроков на рассмотрение претензии потребителя.

Если у покупателя нет на руках кассового чека, это не ограничивает возможность подачи претензии.

Чек не обязателен, однако если продавец не подтверждает покупку и категорически не согласен возвращать деньги, придется обращаться в суд. В суде потребуется доказать приобретение товара у конкретного продавца. Отсутствие чека в данном случае сильно осложняет задачу потребителя, поскольку ему придется прибегать к другим средствам доказывания – свидетельские показания, видеозаписи, нотариально заверенные скриншоты переписок и прочие допустимые средства доказывания.

Бывают случаи, когда единственным доказательством покупки товара в конкретном магазине выступает ответ продавца на претензию, где он признает этот факт.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Была ли эта статья для вас полезной?
0
0
Поделиться:
Мы рады, что статья была полезной для вас
Информация на сайте могла устареть, рекомендуем обратиться к юристу для уточнения вашего вопроса.
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Центр помощи потребителям
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.
У вас есть вопрос к юристу?
Готовы задать вопрос сейчас?
Вы уверены что вам не требуется помощь профессионала?
Это бесплатно, быстро и удобно! Вы можете получить консультацию просто позвонив по телефону:
8 495 118-24-82