Редко какой потребитель не сталкивался с ситуацией, когда при возврате товара в магазин для выплаты денежных средств с него требуют паспорт. При этом возникает закономерный вопрос – правомерно ли такое требование?
Закон РФ «О защите прав потребителей», регулирующий основные моменты взаимодействия с продавцами, не устанавливает обязанности покупателя предъявлять паспорт продавцу. Гражданский кодекс РФ также не содержит положений, предписывающих покупателю демонстрировать паспорт продавцу.
Однако желание продавца удостовериться в том, что он передает денежные средства именно потребителю, а не постороннему лицу, объяснимо. Нельзя исключать ситуацию, когда вместо потребителя явился, скажем, его друг или знакомый, получил деньги и исчез, после чего обязательно поступит претензия от настоящего потребителя и продавец окажется в затруднительном положении – формально он так и не исполнил обязанности по выплате денег покупателю. При такой ситуации продавец рискует нарушением сроков на удовлетворение требования, что влечет выплату неустойки и перспективу судебного разбирательства с компенсацией морального вреда и штрафом за нарушение прав. Нежелание продавца иметь дело с подобными проблемами объяснимо.
Кроме того, продавец связан правилами ведения кассовых операций.
Банк России издал отдельное указание № 3210-У от 11.03.2014 г., в соответствии с которым каждый кассир, производящий отпуск денежных средств обратившемуся гражданину, обязан идентифицировать его личность. Для этого, как указано в данном документе, нужен паспорт или другой документ для удостоверения личности.
Такое правило обеспечивает правильность учета наличных денег юридическими лицами и позволяет избежать ситуаций с передачей денег неустановленным лицам. Без паспорта возврат денежных средств невозможен.
Обязанность предъявлять паспорт для получения наличных денежных средств за товар прямо предусмотрена законом.
Документы для возврата товара в магазин
Прежде чем возвращать товар в магазин и предъявлять требование о возврате денег, нужно убедиться, что имеются следующие документы:
- Претензия (письменная, два экземпляра);
- Паспорт или другой документ для удостоверения личности;
- Комплект сопроводительных документов на товар (инструкция, гарантийный талон), если к возврату идет качественный товар, не устроивший потребителя по цвету, размеру и прочим параметрам;
- Заключение эксперта, если возврат товара производится на основании выводов экспертизы;
- Кассовый, товарный чек (если есть на руках);
- Банковские реквизиты для перечисления денег безналичным способом.
Последний пункт бывает камнем преткновения между продавцами и покупателями. Покупатели в абсолютном большинстве забывают о таких данных, отправляют претензию и ждут денег. Продавцы в это же время недоумевают, как им исполнять требование, если неизвестно куда надлежит перевести деньги, а сам покупатель за наличными не приходит.
Для ускорения процесса получения денег от продавца рекомендуется вместе с претензией предоставлять ему банковские реквизиты.
Добросовестный продавец направляет просьбу предоставить банковские реквизиты, после чего покупатель предоставляет нужную информацию и получает деньги. Такие переписки занимают длительный период времени и влекут для продавца нарушение сроков на рассмотрение претензии потребителя.
Если у покупателя нет на руках кассового чека, это не ограничивает возможность подачи претензии.
Чек не обязателен, однако если продавец не подтверждает покупку и категорически не согласен возвращать деньги, придется обращаться в суд. В суде потребуется доказать приобретение товара у конкретного продавца. Отсутствие чека в данном случае сильно осложняет задачу потребителя, поскольку ему придется прибегать к другим средствам доказывания – свидетельские показания, видеозаписи, нотариально заверенные скриншоты переписок и прочие допустимые средства доказывания.
Бывают случаи, когда единственным доказательством покупки товара в конкретном магазине выступает ответ продавца на претензию, где он признает этот факт.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.