Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи
Гарантийный ремонт без чека

При обнаружении в купленном товаре неисправностей граждане вполне ожидаемо стремятся сдать такой товар в магазин для устранения дефектов. Однако зачастую потребители получают отказ в принятии товара и рассмотрении претензии по причине отсутствия у покупателя кассового чека. Правомерны ли такие отказы?

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с гарантийным ремонтом без чека, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с обманом потребителя, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Закон РФ «О защите прав потребителей» в статье 18 наделяет потребителя правом при выявлении брака в приобретенном товаре на гарантии обратиться к продавцу или даже изготовителю бракованного товара с требованием принять товар и устранить дефекты.

Закон не устанавливает конкретный перечень документов, которые обязан предъявить потребитель для гарантийного ремонта.

Требование продавца предоставить кассовый чек обуславливается такими причинами, как:

  • Желание удостовериться в том, что гражданин действительно приобрел бракованный товар у данного продавца во избежание мошенничества и принятия в ремонт товара другого магазина.
  • Необходимость проверить, что обратившийся гражданин приобрел у продавца именно тот товар, который он пытается сдать в гарантийный ремонт.
  • Нежелание удовлетворять заведомо законное требование покупателя. В этом случае ссылка на отсутствие чека выступает в качестве надуманной причины для формального отказа.

На практике случаются ситуации так называемого «потребительского экстремизма», когда отдельные граждане злоупотребляют своими правами или даже намеренно вводят продавцов в заблуждение, сдавая в ремонт товары, купленные в других местах или даже разных производителей, поскольку качество контрфактных товаров зачастую не выдерживает критики. Поэтому во многих магазинах утверждаются правила или положения о приеме товара от покупателей, где прямо прописан запрет работникам магазина принимать товар без чека. Однако такие положения и правила – не нормативные акты, они не обязательны для покупателей.


Положения внутренних документов продавца, противоречащие закону, для покупателя не обязательны.

Нужен ли чек для гарантийного ремонта

Статья 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в части 5 прямо указывает на то, что если у покупателя нет на руках кассового, товарного чека или иного документа в подтверждение покупки, это не означает отсутствие у него права на предъявление требования об устранении дефектов товара.

Товар допускается сдать в гарантийную мастерскую, даже если у покупателя нет кассового чека.

Однако, как указывалось выше, если продавец в целях обезопасить себя от мошеннических действий и введения в заблуждение настаивает на предъявлении доказательств покупки бракованного товара у него в магазине, это его право. Закон предписывает покупателю доказывать приобретение товара иными способами, помимо кассового чека.

Потребитель в доказательство покупки товара в конкретном магазине вправе приводить допустимые законом доказательства:

  • Товарный чек.
  • Договор купли-продажи;
  • Счет-фактура.
  • Гарантийный талон.
  • Выписка по операциям с банковской картой покупателя.
  • Акт или иной документ из гарантийной мастерской, если товар уже ранее направлялся для устранения дефектов.
  • Свидетельские показания.
  • Видеозаписи, аудиозаписи.
  • Письменные ответы продавца на претензии, в которых он не опровергает или подтверждает факт покупки товара и прочие доказательства.

Каждое доказательство в случае судебного спора оценивается судом в совокупности с остальными доказательствами, изучается на предмет относимости и допустимости.


Срок, который дается продавцу для оценки представленных доказательств, принятия решения по результатам рассмотрения претензии и непосредственно устранения недостатков, закон установлен как «незамедлительный».

Принять решение о направлении товара для устранения брака продавец обязан в кратчайший возможный срок.

Однако на практике продавцы пользуются положениями статьи 20 Закона РФ «О защите прав потребителей», позволяющей установить срок устранения брака в товаре в 45 суток по письменному соглашению продавца и покупателя, и сразу при приеме товара включают в акт приема условие о сроке в 45 дней. Если покупатель соглашается на такие условия, придется ожидать разрешения ситуации на протяжении указанного срока.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Центр помощи потребителям
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.