Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи
Возврат навязанной страховки

Получить кредит в банке без заключения дополнительного договора страхования не всегда возможно. Как отказаться от навязанной банком страховки и вернуть за нее деньги вы узнаете из статьи ниже.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с возвратом навязанной страховки, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с обманом потребителя, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Что делать, если навязывают страховку?

В соответствии с законом «О защите прав потребителей» нельзя обуславливать приобретение одной услуги обязательным приобретением другой. На практике, эта норма часто нарушается банками при выдаче займов.

Законодательство РФ содержит четкий перечень кредитов, когда требование о заключении дополнительного договора страхования обосновано. К таким кредитам относятся ипотека и автокредит.

В обоих случаях, заемщик обязан застраховать приобретаемое имущество, которое до погашения кредита находится в залоге у банка. Во всех остальных случаях, дополнительное страхование жизни, здоровья, от потери работы является навязанной услугой.


Почему банки навязывают страховку?

Для кредитора добровольная страховка – это еще одна гарантия того, что заемные средства будут возвращены. Кроме того, банки имеют хорошую комиссию за каждого клиента, который заключил страховой договор. Чаще всего кредитные учреждения предлагают купить страховку в компании, которая входит с ними в единую финансовую группу. Например, при оформлении кредита в ВТБ24 вам предложат оформить страховку в «ВТБ Страхование».

В случае если вы согласны с необходимостью страховки, советуем сравнить цены на аналогичные услуги в банке и в других страховых компаниях. Как показывает практика, цены могут отличаться в несколько раз не в пользу кредитного учреждение.

Обратите внимание!

Страховая компания, с которой вы будете заключать договор добровольного страхования, должна быть аккредитована выбранным банком. Ознакомиться с перечнем аккредитованных страховщиков можно на сайте банка, лично при общении с менеджером или по телефону горячей линии.

Если кредитный менеджер говорит, что обращаться в другие страховые компании нельзя – напомните ему положения антимонопольного законодательства о свободе конкуренции и вашем праве самостоятельно выбрать страховщика. При отказе принять страховой полис требуйте письменный отказ, с которым можно обратиться в антимонопольную службу, Роспотребнадзор и ЦБ РФ.

В Центральный банк жалобу можно подать не выходя из дома. На его сайте имеется интернет-приемная. Срок рассмотрения 30 дней.


На какие хитрости идут банки, чтобы навязать страховку?

Кредитные менеджеры, как правило, имеют план по страховкам на месяц. Кроме того, чем больше договоров добровольного страхования они заключат, тем выше будет их премия. Поэтому, чтобы уговорить потенциального заемщика заключить договор страхования, менеджеры прибегают к разнообразным уловкам. Вот самые распространенные:

- «без страховки наш банк кредиты не одобряет»;

В процессе оформления документов на кредит, менеджер заполняет форму, в которой может указать личные впечатления о заемщике с точки зрения его благонадежности. На принятие решения о выдаче кредита, кроме объективных факторов (например, уровня доходов, подтвержденного справкой) оказывает влияние человеческий фактор. То есть, если вы категорически откажетесь от страховки, есть вероятность, что менеджер даст вам отрицательную оценку в заявке на получение займа.

При отказе в выдаче займа кредитные учреждения имеют право не объяснять причины своего решения. Поэтому при обращении с жалобой в ЦБ РФ очень трудно доказать, что банк не одобрил заем, так как вы отказались от страховки.

- «при отказе от страхования условия кредитной программы хуже, чем с ней»;

Такая ситуация является распространенной и законной. Чтобы мотивировать граждан заключить договор страхования, условия по кредитным программам со страховкой могут сильно отличаться.

Например, процент за пользование заемными средствами по потребительскому кредиту со страховкой от потери трудоспособности будет 16% годовых, а без нее – 20%.

- «в случае смерти наследникам придется выплачивать ваши долги по кредитам»;

Да, действительно, в соответствии с законодательством РФ, наследуется не только имущество, но и долги наследодателя. При этом, как показывает судебная практика, наследникам часто приходится обращаться в суд с иском к страховой компании, которая отказывается в добровольном порядке возмещать средства при наступлении страхового случая.

Также банковские специалисты часто дают на подпись клиенту бумаги по кредиту, в которых уже проставлена «галочка» напротив слов «согласен с заключением договора дополнительного страхования жизни и здоровья». В таких случаях, стоимость страховки «автоматически» прибавляется к сумме для погашения.

К сожалению, после подписания, доказать, что вы не заметили этого пункта, практически невозможно, так как подпись в кредитном договоре вы ставили добровольно.

Как вернуть навязанную страховку?

Не расстраивайтесь, если в процессе оформления кредита не удалось отказаться от навязанной страховки. С 2016 года стало возможным расторгнуть договор и вернуть деньги за навязанную страховку.

Указания распространяются на добровольное страхование:

  • жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока;
  • жизни с условием периодических выплат, в том числе инвестиционных страховой компанией страховщику;
  • от болезней и несчастных случаев;
  • финансовых рисков;
  • медицинского страхования;
  • гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;
  • гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
  • средств наземного транспорта.

То есть теперь можно совершенно спокойно оформлять страховку вместе с кредитным договором, а после получения средств обращаться в страховую компанию для расторжения договора страхования.

Проблем с возвратом страховки обычно не возникает. По словам представителей банков, такая возможность положительно влияет на их репутацию среди клиентов и снижает количество жалоб в ЦБ РФ, поэтому случаев отказа в «период охлаждения» практически нет.

Обратите внимание!

Правило распространяется только на договора дополнительного страхования, заключенные с физическими лицами и не действуют на коллективные. Это связано с тем, что по закону договор могут расторгнуть только со страхователем, а при присоединении к общему договору страхователем выступает не заемщик, а кредитное учреждение – юридическое лицо.

Пользуясь этой «лазейкой» в законе, многие банки вместо заключения индивидуальных договоров, начали предлагать заемщикам присоединиться к коллективному договору страхования. Осенью 2017 года в Центробанке обсуждалась возможность введения «периода охлаждения» для участников таких договоров, но окончательного решения по данному вопросу принято не было.

При этом уже сейчас есть кредитные учреждения, допускающие возврат денежных средств клиентам, которые подключились к коллективному договору страхования либо разрабатывают компромиссную схему, подходящую и заемщику, и банку. Так, например, в ВТБ 24 плата за страховку взимается ежемесячно, клиент может отказаться от страхования в любой момент, но при этом плата за текущий месяц не возвращается.

Отдельно хочется сказать про добровольное страхование жизни и здоровья при ипотеке. Заем денежных средств на покупку жилья отличается от других кредитов крупным размером, а также увеличенным сроком кредитования. Ипотека, как правило, берется на 10-30 лет. За это время в жизни заемщика могут произойти серьезные изменения, поэтому страхование жизни и здоровья является серьезной гарантией возврата денежных средств для банка.

Во избежание споров между кредитными учреждениями и гражданами, Центробанк дал разъяснения по данному вопросу. При страховании жизни и здоровья действует общее правило по добровольному страхованию, то есть заемщик может отказаться от такой страховки в течение 14 дней после заключения договора. Но банк в таком случае имеет полное право повысить процентную ставку по кредиту.

Правила возврата

Каждый договор дополнительного страхования должен содержать пункт, в котором прописано, что страхователь имеет право в течение 14 календарных дней («Период охлаждения») отказаться от страховки, если за это время не наступил страховой случай.

Указанный в законе период является минимальным и может быть увеличен страховщиком. Так, например, в «Хоум Кредит банке» документы надо успеть подать в течение 21 дня, а в ОТП Банке на возврат денежных средств дается 30 дней. При этом «периодом охлаждения» в среднем пользуется всего 5-7% заемщиков.

Для возврата страхователь должен обратиться в банк, где заключался договор или страховую компанию:

  • лично;
  • направить заказное письмо с уведомлением и вложенной описью;
  • факсом;
  • по электронной почте.

Перечень документов не регламентирован, поэтому узнать, что именно нужно предоставить можно в правилах страхования непосредственно вашей страховой компании. Обычно перечень документов включает в себя:

  • заявление – в зависимости от страховщика пишется в произвольном виде либо заполняется готовый бланк, разработанный страховой компанией. Если вы просите перевести денежные средства на карту, не забывайте указать реквизиты счета;
  • копию паспорта;
  • договор страхования.

Денежные средства возвращаются наличными или на банковскую карту в течение 10 дней с момента обращения страхователя.

Договор добровольного страхования считается расторгнутым с момента получения страховой компанией заявления от гражданина.

Размер выплаты напрямую зависит от того, когда вступает в действие договор страхования и через сколько дней вы обратились. Если он вступил в день подписания, а вы, например, обратились только через неделю, то страхования компания удержит часть средств за пользование страховкой в эти дни. В случае если вы обратитесь до начала действия договора, то деньги вернут в полном объеме.

Как вернуть средства за навязанную страховку, если «период охлаждения» истек?

Расторгнуть договор обычно можно без проблем, а вернуть денежные средства удается не всегда – все зависит от условий досрочного расторжения. Поэтому если вашим кредитным договором не предусмотрен возврат денежных средств за страховку после 2 недель использования, то обращаться в банк с заявлением смысл нет – кредитное учреждение откажет на законных основаниях.

В случае когда деньги вернуть можно, следует понимать, что речь идет лишь о страховой премии, комиссия за присоединение к коллективному договору, которая может составлять 70-80% от общей суммы, не возвращается. Поэтому, если возможно вернуть лишь незначительную часть потраченных средств, рекомендуем оставить все как есть и не расторгать договор.

Резюме

Подводя итог, отметим, что введение «периода охлаждения» позволило заемщикам отказываться от страховки на законных основаниях. Но такой отказ не всегда выгоден финансово, ведь если вы имеете страховку, условия по кредиту могут быть значительно лучше. Поэтому рекомендуем вам отказываться от страхования уже после заключения кредитного договора, а в случае возникновения споров с банком и страховой компанией обращаться за помощью к квалифицированному юристу.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Была ли эта статья для вас полезной?
0
0
Поделиться:
Мы рады, что статья была полезной для вас
Информация на сайте могла устареть, рекомендуем обратиться к юристу для уточнения вашего вопроса.
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Центр помощи потребителям
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.
У вас есть вопрос к юристу по возврату денег за страховку?
Готовы задать вопрос сейчас?
Вы уверены что вам не требуется помощь профессионала?
Это бесплатно, быстро и удобно! Вы можете получить консультацию просто позвонив по телефону:
8 495 118-24-82