Необходимость написать жалобу на ЖКХ возникает у граждан, расстроенных качеством полученных жилищно-коммунальных услуг или их стоимостью в квитанциях. Правильно составленный документ позволит жильцам добиться от коммунальщиков выполнения нужных работ, получить перерасчет начисленных платежей и компенсацию за причиненный моральный и материальный вред. Одним из способов защиты прав будет заявление в прокуратуру на ЖКХ. Образец в статье.
Основания для жалобы на ЖКХ
Пользователь систем водо- газоснабжения – такой же клиент, как покупатель в магазине. Его права защищены законом «О защите прав потребителей» и отраслевыми нормативно-правовыми актами. Права каждого жильца квартиры или частного дома указаны в Постановлении Правительства №354 "О предоставлении комуслуг". Нарушение любого из них – основание для обращения к поставщику услуг или органам власти.
Помимо права на качественное коммунальное обслуживание, владельцы и пользователи жилых помещений имеют право на:
- получение сведений о расчете платежей, информации об исполнении договора и других данных, оговоренных в соглашении между компанией-поставщиком и клиентом;
- инициирование проверки качества услуги и перерасчет начисленных платежей при перебоях в снабжении дома ресурсами, выявлении ненадлежащего качества услуг и других нарушениях. Выявленные недостатки и работы по их устранению актируются;
- принимать решение об установке квартирных или комнатных приборов учета, требовать от жилищной компании выполнить монтажные работы, производить последующее техобслуживание приборов, если данный пункт внесен в договор;
- компенсацию морального ущерба и материального вреда собственности и здоровья, нанесенного некачественными услугами ЖКХ или перерывами в их предоставлении сверх установленной продолжительности.
Обратите внимание!
Причиной для жалобы может стать и некорректное поведение сотрудников предприятий, предоставляющих услуги, отсутствие у них служебных удостоверений при визите для проверки показаний счетчиков и проведения ремонтных работ.
Способы подачи жалобы
Нормативно-правовая база не устанавливает единых критериев для сроков и правил подачи заявлений с претензиями на услуги ЖКХ. В зависимости от ситуации и требования, собственник может обратиться в:
- Управляющую компанию с требованием выполнить свои обязанности по законам и в рамках заключенного договора с пользователем;
- Местные органы власти, управление соцзащиты по вопросам, касающимся льгот по оплате, использования муниципального жилищного фона и другим вопросам местной юрисдикции;
- Государственную жилищную инспекцию, так как к полномочиям ведомства отнесены контрольные мероприятия, проведение проверок и принятие мер к устранению нарушений жилищного законодательства, норм об энергосбережении.
- Роспотребнадзор – ключевой исполнительный орган власти в сфере контроля над соблюдением прав потребителей, в том числе и жилищно-коммунальных услуг. Ведомство также осуществляет надзор в сфере санитарно-эпидемиологического состояния.
- Прокуратура – учреждение осуществляет общий контроль над соблюдением законодательства другими органами федеральной и региональной власти. Заявление в прокуратуру на ЖКХ позволит привлечь к ответственности чиновников, курирующих данную сферу, в случае бездействия.
- Суд с иском о возмещении нанесенного ущерба.
Обратите внимание!
Жалобы можно подавать последовательно или направить ряд обращений одновременно. Если жилец готовится подать иск о взыскании с УК материального или морального вреда, согласно пункту 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, предварительно следует направить будущему ответчику досудебную претензию. Иначе исковое заявление не сможет быть принято судом.
Коллективная жалоба
Нормативная база не устанавливает особого статуса для групповых обращений граждан, но заявление от нескольких лиц одновременно подействует быстрее, чем индивидуальные. Для подачи коллективной жалобы следует найти соседей, чьи права также были ущемлены поставщиками ЖКУ. От лица всех пострадавших оформляется единый документ, с изложением:
- обстоятельств произошедшего;
- прав пользователей, нарушенных поставщиком услуг со ссылкой на пункты договора и действующие нормативно-правовые акты в сфере ЖКХ;
- ущерба, если таковой был нанесен;
- указанием требований и данных подписантов.
Жалоба в прокуратуру
Рассматривать и проверять заявления граждан о нарушениях законодательства или ущемлении их законных интересов – одна из обязанностей органов прокурорского надзора по закону «О прокуратуре». Приказ Генпрокуратуры №45 отводит ведомству на рассмотрение обращений граждан месяц.
Обратите внимание!
Если вопрос не требует дополнительной проверки, прокурор вправе ограничиться 15 днями, если граждане подняли проблему, требующую детального изучения и запроса дополнительных материалов, срок рассмотрения может быть продлен еще на 30 дней.
Образец заявления в прокуратуру на ЖКХ
Типовой формы жалобы на ЖКХ не существует. Обращения в прокуратуру оформляются в произвольной форме с соблюдением норм официально-делового стиля. Обязательные элементы заявления:
- «Шапка» - верхний блок с полным наименованием отдела прокуратуры, куда подается документ, и данными заявителя;
- Изложение событий, при которых пострадали права и интересы гражданина или был нарушен закон;
- Правовое основание – ссылки на нарушенные поставщиком документы – договор с пользователем, акты правительства в сфере ЖКХ, действующее законодательство.
- Описание причиненного ущерба.
- Просьба провести проверку изложенных фактов и принять меры.
- Список приложений
- Дата и подпись.
Если в результате проверки прокурор классифицирует действия коммунальщиков как подпадающие под уголовное или административное законодательство, они будут привлечены к ответственности. В ситуациях, когда нарушенные права граждан должны быть восстановлены в судебном порядке, а жалобщик в силу возраста или состояния здоровья не может лично отстаивать свои интересы, иск пострадавшего может поддерживать и предъявлять прокуратура.