Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи
Как грамотно составить претензию

Законодательство не дает типового примера, как составить претензионное письмо. Форма его составления остается на усмотрение заявителя. Конкретное содержание претензии будет зависеть от характера и области правоотношений, в которой оно применяется. В некоторых случаях претензия является обязательной формой досудебного обращения, и тогда без ее направления нельзя подавать иск в суд. Как писать претензию? Образец.

Виды претензий

Претензия – это форма досудебного урегулирования, возникших между сторонами правоотношений разногласий и способ защиты нарушенных прав. Одна из сторон направляет в адрес второй претензионное обращение в том случае, если вторая сторона не исполняет обязательства: не осуществляет поставку, не перечисляет деньги, выполняет услуги ненадлежащим образом. В таком случае претензионный порядок урегулирования позволяет устранить спор без подачи иска.

Обратите внимание!

Претензии делятся на обязательные и добровольные. Обязательным является тот претензионный порядок, который установлен как обязательный законом либо соглашением между сторонами. Без его соблюдения поданный в суд иск будет возвращен истцу без рассмотрения. Если такого не установлено, направление претензии – добровольное право, которое не влияет на возможность подачи иска в суд.

Претензии также различают в зависимости от характера правоотношений между сторонами и заключенного ими договора:

  • к застройщикам по договорам долевого участия;
  • к страховщикам, в том числе по договорам ОСАГО;
  • к работодателю о невыплате заработной платы и взыскании неустойки;
  • в банк или кредитную организацию;
  • по защите прав потребителей;
  • к продавцу о возврате некачественных изделий;
  • в управляющую компанию относительно качества услуг;
  • по спору о расторжении договора аренды;
  • по спорам, вытекающим из услуг связи;
  • по спорам о защите потребителей финансовых услуг.

Случаи, когда претензия является обязательной, можно посмотреть здесь.


Сроки рассмотрения претензий

Сроки рассмотрения – вопрос индивидуальный, зависящий от характера отношений между лицами. Единого общепринятого срока не установлено. Если досудебное урегулирование предусмотрено законом, им может быть определен и срок, в течение которого контрагент обязан рассмотреть претензию и дать на нее ответ.

Например, в отношении претензии о выплатах по договору ОСАГО такой срок составляет 10 дней, а в отношении споров об изменении договорных условий – 30 дней.

Срок рассмотрения может быть оговорен договором. В таком случае стороны вольны указать любой период на их усмотрение. Если же такой срок не урегулирован ни законом, ни договором, за основу берется разумный срок, который может быть указан заявителем в тексте претензии - 10-15 дней.

Обратите внимание!

До их истечения вторая сторона должна рассмотреть обращение, принять по нему решение и направить заявителю развернутый ответ по существу его требований. На основе полученного ответа заявитель принимает решение о дальнейшей стратегии своего поведения, в том числе и об обращении в суд.

Как правильно написать письмо претензию

Единого образца и бланка, а также правил для составления претензий законом не предусмотрено, потому они составляются в свободной форме. Когда претензионный порядок урегулирования является безусловным, законом может быть определен перечень обязательных к указанию пунктов. В то же время претензия – это юридический документ, потому его следует составлять с учетом требований деловой переписки. Рекомендуется указывать:


  • наименования сторон, их адреса и контактная информация;
  • дата и номер заключенного соглашения, породившего правоотношения;
  • обстоятельства, предшествующие спору;
  • права и интересы, которые по мнению заявителя нарушены;
  • ссылка на нарушенные положения договора или закона в обоснование своей позиции;
  • требование, предъявляемое к ответчику;
  • предупреждение о направлении иска в с уд в случае неудовлетворения претензии;
  • перечень документов, дата, подпись.

Примеры претензий

Образец 1

Кому ООО «Оренбург-СтрахОСАГО»

От Иванова Петра Семеновича

Прож: г. Оренбург, просп. Победы д. 66. кв. 66

Тел. +7999888444

                                         

 

 

 

 

ПРЕТЕНЗИЯ

20.11.2018 года между заявителем и страховой компанией был заключен договор ОСАГО №  55555 АВ. 21.01.2019 года произошло ДТП с участием заявителя, что признается страховым случаем. В соответствии с протоколом об админправонарушении № 99999, ДТП произошло не по вине заявителя.

25.01.2019 заявитель обратился в ООО «Оренбург-СтрахОСАГО» с заявлением о страховом возмещении, представив все необходимые документы. Так как заявитель – инвалид, он имеет право на получение возмещения в виде денежной выплаты.

Решением вашей ООО «Оренбург-СтрахОСАГО» от 15.02.2019 заявление о возмещении было удовлетворено, на указанный заявителем счет поступили средства в размере 35 тыс. рублей. С указанной суммой заявитель не согласен, о чем было заявлено в присутствии представителя страховщика. Он, однако, в проведении экспертизы отказал.

18.02.2019 заявитель, руководствуясь ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО», самостоятельно обратился в компанию ООО «Лучший эксперт» для проведения независимой экспертизы. В соответствии с заключением эксперта № 123-456-абв от 20.02.2019 (копия прилагается), сумма ущерба с учетом износа составила 67 тыс. рублей.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 16.1 ФЗ № 40 «Об ОСАГО»,

ПРОШУ

 

  1. Доплатить на мой расчетный счет 32 тыс. рублей в качестве разницы между выплаченной суммой возмещения и реальной суммой ущерба.
  2. Возместить расходы в размере 2,5 тыс. рублей на проведение экспертизы.

 

Претензия направляется вам в порядке досудебного урегулирования спора. На рассмотрение претензии и удовлетворение ее требований вам предоставляется 10 дней.

Отсутствие ответа буду расценивать как отказ в удовлетворении претензии.

 

Приложения:

  1. Экспертное заключение
  2. Квитанция об оплате экспертизы
  3. Банковские реквизиты

 

25.02.2019 года                                                                                                                                                             подпись

 

Образец 2

                                                                                                                             Кому: ИП Кононенко Д.Д.

                                                                                                                       Адрес г.  Омск, бул. Морской, 23

От кого Синякина И.В.

Адрес г. Омск, ул. Залетная 25-26

тел. +7987654312

 

 

Претензия на возврат товара ненадлежащего качества

 

«25.05.2018» года я приобрела в вашем магазине электрочайник «ТЕФАЛЯ», модель МК994457, стоимостью 3 тыс. рублей.

После следующих двух дней использования чайник стал работать некорректно, издавал неестественные для работы звуки и в итоге вышел из строя. Так как в соответствии с гарантийным талоном № 775567649, срок гарантийного обслуживания составляет 2 месяца, выйти он не успел, на основании чего

                                                  ТРЕБУЮ:

  1. Выплатить мне денежные средства, уплаченные за чайник в размере 3 тыс. рублей рублей.
  2. Возместить мне средства за транспортные расходы для возврата товара в магазин.
  3. Выплатить мне 2 тыс. рублей в качестве возмещения морального ущерба.

  

Приложение:

 

  1. Копия гарантийного талона

 

28.05.2018 года.                           _________________ /____________________/                     

 

Образец претензии (ссылка)

Центр помощи потребителям
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.