Одна из ключевых возможностей, которые дают права потребителей, – это возврат техники как надлежащего, так и ненадлежащего качества. Однако если качественный продукт можно вернуть лишь при отказе продавца в обмене, то право на возврат техники ненадлежащего качества безусловно. Но в течение короткого срока. По его истечении можно потребовать только гарантийного ремонта. Как реализуется право на возврат техники и что оно в себя включает? Каковы условия возврата техники?
Имеет ли потребитель право вернуть технически сложный товар обратно в магазин
Право потребителя на возврат товара гарантировано положениями ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей». Оно зависит от ряда особенностей ситуации:
- срока, прошедшего с момента покупки;
- причины возврата, выявления у продукта дефектов, в том числе существенных;
- характера продукта: является ли он технически сложным товаром - ТСТ.
Обратите внимание!
В силу положений Постановления Правительства № 924, любая бытовая техника признается ТСТ, что определяет особенности ее возврата.
Возврат течение 14 дней с момента покупки
Считается, что покупатель вправе вернуть любой купленный товар, если с момента приобретения не прошло 14 дней. Но это заблуждение. Согласно п. 1 ст. 25 ФЗ № 2300-1, если ТСТ не имеет дефектов и недостатков, покупатель может потребовать лишь обмена купленной им техники, и при условии, что продукт не подошел ему по цвету, габаритам, комплектации или внешнему виду.
Обратите внимание!
Но если в день обращения в магазине не окажется подходящего товара с учетом предъявленных требований, покупатель может потребовать расторжения сделки и возврата уплаченных денег. Его требование должно быть удовлетворено в 3-дневный срок с момента предъявления.
Если в товаре выявлены дефекты и вследствие этого техника не соответствует обязательным требованиям, предъявленным к товару законодательством или договором, покупатель может потребовать не только его замены на качественный, но и расторжения сделки с возвратом уплаченных денег. В общем виде это право действует в течение всего гарантийного срока, но в отношении бытовой техники, так как она является технически сложной, – в течение первых 15 дней с момента заключения сделки - ст. 18 ФЗ № 2300-1.
Спустя 14 дней
По истечении 14-дневного срока вернуть продукт, не содержащий дефектов, невозможно. В отношении ТСТ с выявленными дефектами ситуация иная. Если 15-дневный срок истек, закон позволяет покупателю требовать проведения незамедлительного и бесплатного гарантийного ремонта либо соразмерного дефекту уменьшения цены, уплаченной за него.
Обратите внимание!
Исключения, позволяющие вернуть некачественную технику и после истечения 15 дней:
- выявления существенный дефектов, неустранимых либо устранение которых влечет несоразмерные расходы;
- нарушение сроков проведения гарантийного ремонта продавцом;
- невозможность воспользоваться товаром в совокупности более 30 дней в течение 12 месяцев в силу многократных гарантийных ремонтов.
Как вернуть товар
В случае возврата качественного ТСТ, требование предъявляется продавцу, заключившему сделку. Если техника имеет дефекты, вернуть ее можно продавцу, уполномоченному магазину или предпринимателю, производителю и импортеру. Для этого достаточно обратиться к указанным лицам в устном либо письменном виде и предъявить возвращаемый товар.
Обратите внимание!
Если он качественный, возврат допускается лишь в случае отказа в обмене, изначально предъявление требования об обмене неправомерно.
Правила возврата бытовой техники
Покупатель вправе вернуть дефектный продукт, а продавец не вправе отказать в его принятии, даже если покупатель не имеет документа, подтверждающего факт и сумму покупки. Если относительно ТСТ есть сомнения в его недостатках, продавец проводит проверку, а в случае возникновения разногласий с покупателем, – экспертизу. В обоих случаях покупатель вправе присутствовать. Если эксперт подтвердит дефект нарушениями со стороны потребителя, тот обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы.
Если ТСТ является крупногабаритным или весит более 5 кг, покупатель вправе требовать от магазина его доставки для проведения проверки и экспертизы. Если продавец не исполнит эту обязанность, покупатель вправе выполнить ее самостоятельно, потребовав с магазина компенсации связанных с этим расходов.
Обратите внимание!
Если на ТСТ установлена гарантия, магазин отвечает за любые его дефекты, если не докажет, что они возникли в силу нарушений правил транспортировки или эксплуатации со стороны покупателя, согласно п. 6 ст. 18. В таком случае деньги должны быть возвращены покупателю в 10-дневный срок после предъявления требования.
Условия возврата бытовой техники
Если ТСТ не имеет дефектов, обменять или вернуть его можно лишь при условии, что техника не была в употреблении, сохранила товарный вид и потребительские характеристики, имеет все пломбы, фабричные бирки и технические документы. Во избежание конфликта рекомендуется также иметь товарный чек. В отношении ТСТ с дефектами таких требований не предусмотрено.
Что делать, если отказали в возврате
Если магазин отказал в возврате денег и отказ, по мнению покупателя, неправомерен, он может предпринять следующие меры:
- составить и направить продавцу письменную претензию с требованием о возврате денег и взыскании неустойки в размере 1% от стоимости ТСТ за каждый просроченный день невыполнения требования;
- обратиться в подразделение Роспотребнадзора как орган надзора в области защиты прав потребителей;
- обратиться в прокуратуру как орган надзора за соблюдением законодательства;
- обратиться с иском к продавцу в суд, предъявив требование о возврате денег, уплате неустойки и компенсации за причиненный моральный вред по ст. 15 ФЗ № 2300-1.