Приобретая любой товар, гражданин автоматически попадает под защиту законодательства о защите прав потребителей. Оно устанавливает права гражданина на возврат или безвозмездный ремонт некачественного товара. Особенно актуально это право, когда речь идет о технически сложных товарах, так как они являются более дорогими. Права гражданин в отношении таких товаров регламентированы отдельно, и большое значение имеет серьезность выявленного недостатка. Существенные недостатки технически сложного товара — причина для расширения прав покупателя. Как доказать что недостаток существенный, и какие права дает покупателю его обнаружение?
Что такое технически сложный товар
Технически сложные товары — группа товаров, закрытый перечень которых содержит Постановление Правительства РФ №924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров». Указанное постановление причисляет к технически сложным, в частности, следующие товары:
- Автомобили, мотоциклы, мотороллеры.
- Сенсорные телефоны.
- Системные блоки, компьютеры, ноутбуки, персональные электронные вычислительные машины.
- Многофункциональные устройства, принтеры, сканеры.
- Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки.
- Телевизоры.
- Цифровые фото и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото и кинооборудование с цифровым блоком управления.
- Бытовая техника: холодильники, стиральные и посудомоечные машины, микроволновые печи.
- Часы.
- Инструмент электрифицированный.
Что такое существенный недостаток технически сложного товара
Существенными считаются следующие виды недостатков:
- неустранимые, то есть ремонт такого товара в принципе бесполезен;
- ремонт товара возможен, но его стоимость несоизмеримо велика, то есть устранить недостаток можно, но это потребует затрат, сравнимых или превышающих стоимость самого товара;
- ремонт товара займет слишком много времени;
- регулярные поломки: если ремонтируемая часть товара продолжает регулярно ломаться, или если в товаре постоянно обнаруживаются какие-то неисправности и это делает невозможным нормальное использование товара по его назначению, недостаток признается существенным.
На что может рассчитывать покупатель при выявлении существенного недостатка технически сложного товара
Технически сложные товары — особая группа товаров, для которой законодатель устанавливает особые правила поведения покупателя при обнаружении какого либо брака. Так, вернуть товар или обменять его на качественный покупатель вправе только в первые пятнадцать суток после покупки. Если покупатель не уложился в этот срок, единственное правомочие, которое у него остается — сдать товар на гарантийный ремонт.
Это правило не распространяется на случаи, когда в высокотехнологичном товаре обнаружен существенный недостаток. В такой ситуации покупатель вправе, вне зависимости от того, сколько времени прошло с момента покупки, на свой выбор реализовать одно из следующих прав:
- обменять товар на точно такой же, только качественный;
- обменять товар на подобный, но другой марки с соответствующим пересмотром стоимости;
- расторгнуть договор купли продажи, вернуть товар и получить обратно денежную сумму, которая была им уплачена при покупке.
Как доказать что недостаток существенный
Решить вопрос поможет экспертиза товара. Когда покупатель приносит товар продавцу, представитель продавца проводит визуальный осмотр товара и может тут же согласиться с выводом покупателя о том, что недостаток товара существенен.
Продавец вправе забрать товар для экспертизы. В этом случае товар должен быть опломбирован в присутствии покупателя, пломбы подписываются покупателем. Эта мера — гарант того, что товар не будет подвергнут дополнительному воздействию и продавец не смог приписать недостаток ненадлежащему обращению покупателя с товаром. Продавец обязан уведомить покупателя о месте и времени проведения экспертизы. Покупатель вправе присутствовать.
Обратите внимание!
Если выводы экспертизы, организованной продавцом не удовлетворяют покупателя, он вправе организовать собственную независимую экспертизу. Также можно обратиться в суд с иском к продавцу и ходатайствовать о проведении судебной экспертизы.
Действия покупателя при обнаружении дефекта
Обнаружив недостаток товара, который, по мнению покупателя, возник не по его вине, а является производственным браком, или следствием обращения с ним продавца, покупателю следует как можно скорее обратиться к продавцу.
Явившись к продавцу необходимо предоставить товар и письменную претензию по качеству товара. Продавец осматривает товар, опломбирует его и отправляет на экспертизу. Если экспертиза установила существенность недостатка, продавец выполняет обозначенное покупателем требование.
Обратите внимание!
Если экспертиза вынесла решение, которое покупателя не устраивает, далее решать вопрос с продавцом — бессмысленно. Гораздо эффективнее обратиться с исковым заявлением в суд.
Как составить претензию
Претензия по качеству должна быть оформлена письменно и содержать следующую информацию:
- наименование продавца и наименование подразделение продавца, которое непосредственно реализовало некачественный товар;
- ФИО, контактные данные покупателя;
- наименование товара, его марку, артикул, отличительные признаки, покупную стоимость;
- историю отношений: когда был приобретен товар, какими документами подтверждается приобретение конкретного товара в конкретном магазине;
- полное описание недостатка и аргументацию, почему покупатель считает недостаток существенным;
- требование покупателя: заменить товар или вернуть деньги;
- дату и подпись.
Претензия не имеет жесткой законодательно установленной формы и может быть изложена как удобно покупателю. Часто продавцы имеют в своем распоряжении бланки претензии, которые можно заполнить прямо в магазине.
Обратите внимание!
Чтобы информация была изложена наиболее полно, с указанием всех необходимых деталей, лучше составить текст заранее.