Получить долг с заемщика, добиться от второй стороны сделки выполнения договора или вернуть деньги за некачественный товар можно с помощью суда. Но закон предлагает, прежде чем добиваться защиты своих прав через суд, попробовать урегулировать спор между собой с помощью письменной досудебной претензии. Как написать претензию на возврат денег, зачем она нужна, и как ее направить должнику?
В каких случаях необходима претензия на возврат денежных средств
Действующая нормативно-правовая база ориентирована на то, чтобы стороны гражданских договоров и хозяйственных отношений соблюдали условия договоренностей и самостоятельно урегулировали возникающие разногласия путем диалога. Этот порядок закреплен в пункте 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в статье 132 Гражданского процессуального кодекса, положениями закона «О защите прав потребителей».
Между юридическими лицами досудебное урегулирование споров прописывается по умолчанию, но и в договоренностях между гражданами эта норма присутствует, даже если стороны о ней не договариваются письменно как, например, в случае одалживания денег знакомому или родственнику под расписку.
Установленные законодательством ситуации, в которых можно обращаться напрямую в суд, не вступая в дополнительный диалог с будущим ответчиком:
- При установлении юридически значимых фактов.
- По требованиям о компенсации за нарушение прав гражданина на судопроизводство и исполнение судебного решения в разумный срок.
- В делах о банкротстве.
- При корпоративных спорах и исках группы лиц.
- В приказном производстве и ряде случаев, связанных с исполнением решений иностранных судов, обращениями органов власти и правопорядка и иных ситуациях.
Обратите внимание!
В остальных случаях претензия на возврат денежных средств – это документ «последнего шанса» урегулировать вопрос без суда.
Как правильно составить документ
Правил как написать претензию на возврат денег в законодательстве нет. Составлять документ следует исходя из его основных задач:
- оповестить должника о намерении обратиться в суд;
- указать требования, которые он должен исполнить и период выполнения;
- привести аргументы и ссылки на законодательство, из которых будут очевидны высокие шансы истца на удовлетворение иска;
- начать отсчет срока, после которого вопрос будет регулироваться в судебном порядке.
По сути, претензия – это подтверждение серьезности намерений заемщика или покупателя в отстаивании своих прав. Ее правильное составление, в том числе и с упоминанием дополнительных санкций, процентов подолгу и штрафов, которые могут быть взысканы с недобросовестной стороны сделки, нередко стимулирует оппонента к полюбовному разрешению спора.
Претензия на возврат денежных средств (образец)
Образец претензии на возврат денежных средств от физического лица схематически строится следующим образом:
- «Шапка» в правом верхнем углу - ФИО частного лица-ответчика или наименование и адрес организации, ФИО и контактные данные отправителя.
- Название в центре – Претензия на возмещение (возврат) денежных средств.
- Основания для выдвижения требований – ссылка на договор о предоставлении услуг, выполнение работ, устную договоренность между гражданами, подтвержденную распиской о получении денег, указание на оговоренные в договоре сроки и факт неисполнения обязательств. При наличии договора, обязательно указать его реквизиты, дату подписания, нарушенные пункты.
- Правовые основания для взыскания.
- Суть требований – сумма, подлежащая к уплате, а также санкции за просрочку, если таковые были предусмотрены договором, расчет процентов по долгу. Он производится по статье 395 Гражданского кодекса РФ согласно ставке Центробанка, если не было оговорено иное.
- Срок ожидания ответа со стороны кредитора и уведомление о подаче искового заявления в суд по истечении отведенного срока.
- Перечень копий договора, квитанций, расписок и других документов, подтверждающих изложенное.
- Дата и подпись.
Претензия на возврат денежных средств от продавца
Нюансы составления претензии на возврат денег
Основные сложности в составлении претензии для частного лица – это точная формулировка требований и подбор правовых оснований для досудебного документа и последующего искового заявления. В первом случае учитывайте, что размер госпошлины, которую придется уплатить при подаче заявления в суд, рассчитывается исходя из суммы иска – определяйте ее реалистично.
Что касается необходимых ссылок на законодательство, то в зависимости от вида отношений между сторонами, можно ссылаться на требования закона о правах потребителя, на статьи 307, 808-810 Гражданского кодекса. Проконсультируйтесь с юристом о том, как написать претензионное письмо на возврат денег в конкретном случае.
Способы подачи
Претензия на возврат денег к юридическому лицу может быть подана лично. Предприятие обязано принять обращение и зарегистрировать документ как входящий, с указанием даты приема, номера регистрации и подписи должностного лица, получившего документ, на копии истца.
Надежный способ уведомить оппонента о наличии претензий к нему и подготовке обращения в суд — отправить документ заказным письмом с уведомлением. Почтовая квитанция вместе с копией претензии подтвердит предпринятые истцом усилия по досудебному урегулированию.
Сроки исполнения требований
Период ожидания ответа или исполнения требований устанавливает составитель претензии. Ориентиром служат статьи 20, 22 и 23 закона «О защите прав потребителей», которые требуют от продавцов и изготовителей товаров удовлетворять законные претензии клиентов как можно быстрее, но не позже, чем через 10 дней после поступления обращения. С 11-го с них может быть дополнительно удержана неустойка, в сумме 1% стоимости товара за каждый день.
Обратите внимание!
Между частными лицами устанавливается минимальный разумный срок - 1 месяц, в течение которого заемщик может изыскать нужную сумму. Государственным и муниципальным органам законодательство позволяет раздумывать над ответом столько же.
После этого можно подавать исковое заявление в суд.