Согласно ст.15 Закона о защите потребителя, если покупателю был причинен моральный вред из-за нарушения продавцом каких-либо норм, то он должен быть компенсирован. Для это вина продавца или изготовителя должна быть доказана. Покупатель не обязан доказывать свою правоту. В своей невиновности суд убеждает сам продавец. Но письменные доказательства вины суду должны быть предоставлены. Как разобраться, что такое моральный вред? Как правильно написать заявление и куда его подавать, чтобы получить компенсацию в полном размере, расскажем в статье.
Кто имеет право на получение компенсации морального вреда?
Компенсацию могут требовать, если имел место факт недобросовестного отношения со стороны продавца, изготовителя, поставщика услуг, из-за которого потребитель испытывал физические или моральные страдания.
Обратите внимание!
К таким страданиям относят: временные болевые ощущения, волнения, нервные переживания и потрясения, ощущение дискомфорта, долговременные психические или физические расстройства.
На получение компенсации могут претендовать следующие категории граждан:
- приобретатели товаров;
- заказчики услуг;
- покупатели товара, когда в период действия гарантии обнаружились заводские дефекты или серьёзный брак;
- граждане, жизни, здоровью или имуществу которых был причинён вред из-за товара или услуги, даже если они не являлись покупателями.
Рассчитывать на возмещение можно тогда, когда продавец отказался продавать товар из-за крупной купюры, в товаре обнаружился дефект, были нарушены сроки оказания услуги, товар повреждён или испорчен в связи с тем, что покупатель не знал правил обращения с товаром, а продавец не дал надлежащих разъяснения, продавец отказался возвращать деньги за некачественный товар и устроил скандал.
На какую сумму компенсации можно рассчитывать?
Моральный вред возмещается только наличными средствами. Нельзя заменить его товарами или услугами.
Величина определяется самостоятельно заявителем, но не может превышать разумные пределы. Их определяет суд. Компенсация зависит от степени вины ответчика, отношения и поведения его в судебном разбирательстве, последствий, степени причиненного вреда.
Обратите внимание!
Грубое отношение ответчика в процессе судебного заседания это основание для взыскания с него большей суммы в счет компенсации.
Суд устанавливает такие рамки компенсации для гражданина:
- в стандартных ситуациях около 10 тысяч рублей;
- при сложных спорах около 20 тысяч рублей,
- если был нанесён вред психическому или физическому здоровью, то размер компенсации достигает 30 тысяч рублей и больше.
Кроме того, сумма выплат может зависеть от региона. В столице и некоторых других регионах с высоким уровнем жизни она будет больше, в субъектах РФ с более низким уровнем жизни меньше.
Как доказать причинение морального вреда?
В соответствии со ст. 1099, 1100 и 1101 Гражданского кодекса РФ, чтобы иметь возможность претендовать на получение компенсации, необходимо доказать следующее:
- факт морального вреда, как следствия нарушения неимущественных прав гражданина;
- факт неправомерных действий или бездействия со стороны продавца или поставщика услуг;
- наличие причинно-следственной связи между первыми двумя пунктами;
- вину продавца или поставщика услуг.
Важность имеют подтверждения нанесенного морального вреда: показания свидетелей, медицинские справки, заключения врача.
Порядок взыскания компенсации морального вреда
Первый шаг во взыскании компенсации — обращение в торговую точку с письменной претензией. Единого стандарта к написанию претензии нет, можно составить её в свободной форме. В тексте следует указать, какой именно моральный вред был причинён и какую сумму хотели бы в качестве компенсации.
Можно добавить пункт о намерении решить дело мирно, не обращаясь в суд, чтобы не задеть репутацию компании. Если продавец отказывается удовлетворить претензию, вы имеете право обратиться в суд.
Обратите внимание!
Претензия будет доказательством ваших намерений досудебно урегулировать проблему. В суде это может сыграть в вашу сторону.
Как подать в суд иск на возмещение морального вреда
Дела о моральной компенсации относятся к той категории дел, при разбирательстве которых пострадавшему нужно быть на судебном заседании. Кроме фактов и документальных подтверждений, важна речь и эмоции. Выслушав заявителя, судья сможет оценить степень моральных или физических страданий и взыскать с ответчика адекватную им сумму.
В суде нужно доказать факт противоправных действий продавца или поставщика услуг и то, что вы пострадали именно в результате этих действий. Доказательством могут служить справки, больничный лист, показания свидетелей.
Обратите внимание!
Размер желаемой компенсации можно слегка завысить, поскольку суды очень часто уменьшают запрашиваемую сумму.
При составлении иска сначала опишите нарушение закона продавцом, его вину, а затем часть о моральном вреде с отсылками на указанные в иске факты.
Срок выплаты компенсации определяет суд, основываясь на возможности продавца для возмещения ущерба. Это может быть разовая уплата или разделенная на несколько платежей.