Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи
как заменить некачественный товар

По закону покупка товара с различными дефектами, если они не были оговорены продавцом, сопровождается правом на обмен, возврат либо ремонт товаров по гарантии. Замена товаров ненадлежащего качества осуществляется продавцами, полномочными сервисными центрами, импортерами или производителями по желанию приобретателя. Ключевое условие обмена – возникновение дефекта в гарантийные сроки по причинам, возникшим до продажи. Как заменить некачественный товар, и в какой срок это можно сделать?

Причины для замены товара

Если после покупки изделия покупатель обнаружил его недостатки, о которых умолчал продавец, он имеет право потребовать:

  • замены купленного изделия на аналогичное;
  • замены купленного изделия на товар другого бренда с аналогичными качествами с соразмерным изменением стоимости;
  • соразмерного дефекту снижения цены на изделие;
  • проведения гарантийного ремонта;
  • возврата денег за изделие.

Право на обмен возникает у покупателя, если:

  1. У товара обнаружен дефект, в связи с чем тот не соответствует требованиям закона, нормативам и ГОСТам, условиям договора между продавцом и покупателем, целям для которых такое изделие используется либо описанию к изделию.
  2. У товара обнаружен существенный дефект, который нельзя устранить, или устранение которого требует несоразмерных расходов.

Обратите внимание!

Любые проявления неполного соответствия качеству могут служить причиной для обмена изделия.

При каких недостатках не допускается обмен

Пункт 6 ст. 18 Федерального Закона № 2300-1 "О защите прав потребителей" устанавливает ответственность продавца и гарантирует покупателю право на обмен изделия, если выявленные дефекты возникли до момента передачи такого изделия покупателю либо по причинам, возникшим до такой передачи. Обмен будет невозможен, если реализатор докажет, что дефекты изделия возникли после его передачи приобретателю:


  • по причине нарушения условий эксплуатации, перевозки и хранения изделия;
  • вследствие вредных действий покупателя либо третьих лиц;
  • по независящим от сторон причинам – из-за погодных условий, аварий, катастроф и т.д.

Также ограничена возможность для обмена технически сложного товара (мобильные телефоны, бытовая техника, ПК, часы, прочая электроника и механизированные машины). При выявлении у них дефектов обмен допустим лишь в первые 15 дней использования, после – лишь гарантийный ремонт. Исключения – случаи, когда:

  • выявлен неустранимый дефект;
  • нарушены сроки проведения ремонта;
  • из-за постоянных ремонтов изделия его владелец не может пользоваться им на протяжении 1 месяца в течение календарного года.

Как заменить товар

Для обмена дефектного товара его приобретатель вправе обратиться в магазин, где он его купил, в полномочную организацию или ИП или к импортеру и компании-производителю. Для этого достаточно обратиться с устным либо письменным заявлением и представить испорченное изделие. Продавец обязан принять его и при необходимости проверить его работоспособность. Покупатель может принимать участие в такой проверке.

Если после проверки у сторон останутся разногласия по поводу наличия дефекта или природы его возникновения, продавец организует  и оплачивает экспертизу. Покупатель может присутствовать и при ее проведении, а при несогласии с ее результатами – вправе оспорить через суд. Если экспертиза подтвердит наличие дефекта, продавец обязан заменить продукт на качественный. Если эксперт подтвердит возникновение дефекта не по вине продавца, покупатель возмещает ему расходы на проведение экспертизы в согласии с п. 5 ст. 18 ФЗ № 2300-1.

Правила обмена

При обращении к продавцу для обмена дефектного изделия, покупателю следует учитывать, что:


  • обмен может производится как на такое же изделие, так и изделие другой модели и даже бренда;
  • при обмене изделия покупатель предъявляет продавцу чек или иной документ, подтверждающий факт приобретения, однако его отсутствие не является причиной для отказа в обмене;
  • дефектное изделие подлежит обмену на новый продукт, не бывший в использовании – гарантийный срок начинает действовать по-новому;
  • доставка крупногабаритных изделий и товаров, весом более 5 кг осуществляется силами и за счет реализатора. Если он не смог сделать это самостоятельно, покупатель может потребовать у него возмещения расходов на доставку;
  • право на обмен действует в течение всего срока гарантии или годности на изделие, а если он не установлен – в срок, не превышающий 24 месяца с момента передачи. Начало течения указанного срока зависит от вида товара и особенностей его использования.

Срок замены некачественного изделия

Статья 21 ФЗ № 2300-1 обязывает продавца либо иное полномочное лицо заменить дефектный продукт в недельный срок с момента обращения за обменом. Если проводится экспертиза качества – в 20-дневный срок. Если на момент обращения покупателя необходимое изделие в ассортименте отсутствует, срок замены увеличивается до 1 месяца с момента обращения.

Если для обмена продавцу необходимо более 7 дней, по требованию покупателя он в 3-дневный срок обязан предоставить ему иное изделие для временного использования, имеющее те же либо похожие качества и характеристики. Такое право не касается покупателей изделий, указанных в перечне, утвержденном Постановлением Правительства № 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров".

Претензия продавцу

Если продавец откажет в обмене по устному требованию заявителя, потребовать его необходимо в письменном виде, направив претензию. Она составляется в свободной форме, в ней необходимо указать:

  • наименование, адрес продавца;
  • ФИО, адрес, контакты заявителя;
  • дату приобретения и описание приобретенного изделия;
  • дату выявления дефекта, описание его природы;
  • дату устного обращения в магазин;
  • требование произвести обмен дефектного изделия;
  • требование об уплате неустойки в размере 1 % за каждый просроченный день от стоимости товара на момент ее выплаты;
  • уведомление об обращении в прокуратуру, Роспотребнадзор и суд в случае невыполнения требований;
  • перечень приложений, дата, подпись.

Претензию рекомендуется направлять заказным письмом с уведомлением и описью вложений. Это подтвердит попытки покупателя урегулировать спор без суда и зафиксирует дату обращения.

Была ли эта статья для вас полезной?
0
0
Поделиться:
Мы рады, что статья была полезной для вас
Информация на сайте могла устареть, рекомендуем обратиться к юристу для уточнения вашего вопроса.
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Центр помощи потребителям
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.
У вас есть вопрос к юристу?
Готовы задать вопрос сейчас?
Вы уверены что вам не требуется помощь профессионала?
Это бесплатно, быстро и удобно! Вы можете получить консультацию просто позвонив по телефону:
8 495 118-24-82