Ежегодно в России приобретается от 40 до 50 миллионов турпутевок. Преимущество отдается, по данным Росстата, поездкам за пределы РФ - не менее 80 процентов. С 2014 года развивается внутренний туризм. Ведомства сообщают о том, что внутри России отдыхают ежегодно не менее 90 миллионов человек. Из них по путевкам - около 30%. Как правильно сдать турпутевку, если поездка не состоялась? Как вернуть деньги за путевку в полном объеме?
Как приобретают турпутевки
Турпутевки могут быть приобретены через турагентства или туроператоров. Их деятельность подчиняется требованиям нескольких федеральных законов:
- Гражданскому кодексу РФ - определяет вопросы, связанные с приобретением турпутевки, так как турпутевка – это заключенный договор, соглашение между несколькими сторонами;
- Федеральному закону «О туристической деятельности»;
- Закону «О защите прав потребителей» - определяет юридические основы возврата денег в случае оказания услуг ненадлежащего качества.
Законы определяют несколько оснований, по которым гражданин может заявить отказ от тура:
- Публично-правовые причины. Связаны с позицией органов государственной власти по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Например, в 2018 году Роспотребнадзор, говоря о всплеске вируса Коксаки в Турции, призывал граждан отказаться от поездок. Ведомство, распространяя сообщение, обращало внимание туроператоров на то, что возврат денег за тур производится незамедлительно и в полном объеме. Еще одним «видом» публичных причин будет ситуация, когда турист, добравшись до места отдыха, попадает в зону ЧС. Такая ситуация сложилась в 2018 году в нескольких греческих и испанских городах. Если туристу не повезло, то у фирмы, направившей его на отдых, возникает обязанность обеспечить возвращение гражданина домой. Фирма обязана и произвести возврат денег за путевку за границу. Количество возвращенных средств равно стоимости неиспользованных дней поездки. Для возврата указанных средств туристу стоит запастить официальными бумагами, подтверждающими факт досрочного выезда из указанной зоны ЧП.
- Частные причины – изменение существенных условий туристического договора,ухудшение условий путешествия, изменение сроков выезда.
- Отказ от путевки возможен, как отмечается в статье 782 ГК РФ и в статье 32 Закона «О защите прав потребителей», и по личным причинам. Так как никаких уважительных обстоятельств-причин отказа от путевки в данном случае не имеется, то фирма имеет право удержать из стоимости оплаченной путевки сумму, которую она успела потратить на организацию поездки, прибавив штрафные санкции, которые устанавливаются договором. Размер возвращенной в таким случае денег может не превышать 10%.
Можно ли вернуть путевку
Статья 451 ГК РФ указывает, что последствия расторжения заключенного договора должны определяться судом на основании справедливого распределения расходов между сторонами.
Это означает, что суды, рассматривая возврат средств за путевку, должны подходить к вопросу индивидуально.
По обзору судебной практики по делам о возврате путевки можно обобщить ее так:
- ряд судов считают, что туристу при отказе от путевки возвращается вся сумма, которая была уплачена, а также компенсация причиненного морального вреда. Это мнение установило Апелляционное определение Новосибирского областного суда по делу № 33-918/2014. Суды мотивируют решение ссылкой на заключенный договор, а также на то, что турист направил заявление с просьбой об отмене тура за несколько дней до выезда, что содержится в Решении Кировского районного суда города Омска по делу № 2-1434/2018.
Обратите внимание!
Если турист не смог выехать по турпутевке в связи с виной со стороны туроператора или турагента, то однозначно в пользу клиента взыскиваются деньги за уплаченную турпутевку, а также убытки, которые были причинены в связи с недостатком оказанной услуги - пункт 12 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанных с реализацией товаров и услуг. - другие суды отмечают, что возврат денег происходит, но за некоторым ограничением. Невозвращается сумма, потраченная фирмой на покупку тура, а также штраф, предусмотренный договором. В некоторых случаях штраф может достигать 100 процентов. Такое решение принято Центральным районным судом города Кемерово по делу № 2-1087/2018.
Как оформить возврат тура
- Если возврат осуществляется в связи с изменением позиции органов государственной власти, то заявление на возврат денег можно составить, обратившись в Роспотребнадзор. Они оказывают бесплатную консультационную помощь желающему, а если фирма откажется от возврата средств, то ведомство может предоставить штатного юриста для подготовки искового заявления в суд.
- Если возврат осуществляется в остальных случаях, то путешественнику стоит осуществить следующие основные действия:
- собрать документы, которые подтверждают уважительность причин по расторжению составленного договора: медицинские справки, подтверждающие факт заболевания на момент выезда за границу, документы, фиксирующие иные обстоятельства;
- для возврата денег за путевку пишется специальное заявление. Документ составляется в двух экземплярах. К нему прикрепляются документы, которые подтверждают основания для расторжения договора.
- Если поездку организовывал оператор, который находится не в городе, где проживает клиент, оператору направляется заявление заказным письмом с уведомлением по юридическому адресу компании. Факт отправки письма, подтвержденное уведомлением, считается фактом ознакомления противоположной стороны с материалами дела по Гражданскому кодексу РФ. Заявление можно продублировать и на электронную почту.
- Фирма, рассмотрев заявление, должна ответить на него в течение 10 календарных дней с момента получения документа.
- Если фирма отказывается возвращать деньги, необходимо подать заявление в суд.