Здравствуйте. У меня такой вопрос, мы положили нашу тяжело больную бабушку в подмосковный пансионат для пожилых людей, оплатив 2 недели пребывания там, это был минимальный срок. В договоре было прописано, что оплата за следующий период происходит за неделю, до окончания предыдущего, а в случае смерти деньги не возвращаются. Через 7 дней, как было сказано в договоре, мы оплатили ещё 2 недели. Но через несколько дней бабушка умерла, пролежав в пансионате всего 11 дней. За оставшиеся 3 дня они естественно платить не хотят, ссылаясь на договор. А вот оплату за вторые 2 недели они обещают вернуть и не отрицают, что должны нам эти деньги. Но проблема в том, что они пока ничего так и не вернули и постоянно переносят срок. Сначала говорили, что у них есть 2 недели на выплату этих денег, но прошло уже больше двух недель, а денег нет, сейчас они просят подождать конца месяца. Объясняют они это тем, что у них сейчас просто нет никаких денег, а в конце месяца им поступает оплата от других клиентов и из этих денег они обещают нам вернуть. По всему этому у меня есть несколько вопросов:
- имеют ли они право не возвращать деньги за 1-й оплаченный период в случае смерти человека, если такой пункт присутствовал в договоре, т.е. не противоречит ли это законам РФ?
- стоит ли верить им на слово и ждать конца месяца, когда им придут деньги или лучше сразу подавать в суд?
- что будет, если я подам в суд, заплачу юристам, а эта фирма действительно вернет деньги в конце месяца, когда дело еще не успеет дойти непосредственно до суда? Т.е. можно ли в этом случае будет с них потребовать все издержки на юридическую помощь и подготовку документов?
- правильно ли я понимаю, что то, что они тянут время с отдачей денег, по сути является мошенничеством, и я могу пойти в полицию и написать заявление? Хочется что бы какой-то надзорный орган проверил эту фирму и схему их работы, как так получается, что они взяли деньги, новый договор даже не вступил в силу, а у них уже нет наших денег.
-
Юрист по защите потребительских прав
Вячеслав, здравствуйте!
В Вашем случае имеет применение Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»
Согласно Статье 32. «Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)»
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
То есть они обязаны вернуть Вам уплаченные средства за тот срок, который не был использован по договору.
Относительно того, что в случае смерти деньги не возвращаются — это недействительное условие договора, нарушающее Ваши права, как потребителя
Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Если Вы не писали им претензию на возврат денежных средств — нужно написать претензию, спустя 10 дней с момента подачи претензии, в случае, если деньги не поступят на счет — можете подавать иск в суд в рамках закона о защите прав потребителя (госпошлина при иске до миллиона рублей не уплачивается, иск можно подать либо по месту жительства потребителя — Вас, либо по юр. адресу этой организации).
Спасибо за информацию. А что насчет мошенничества, имеет ли смысл идти писать заявления в полицию? Вся схема работы этого пансионата очень странная. Мне уже попадались отзывы в интернете, где люди находятся в схожей с моей ситуации, уверен, что многим они так и не возвращают деньги, особенно тем, кто не хочет заморачиваться с судами, на чем они вероятно и зарабатывают, т.е. они получают деньги за счет обмана и неправильного изначального договора.