Возможная причина обращения в Центральный банк РФ – жалоба на банк, страховую компанию или иную поднадзорную ЦБ организацию. Обращение в Центральный банк России с жалобой возможно как в письменной, так и в электронной форме. Какого характера жалобы принимаются в Центробанке, в каком порядке они подаются и рассматриваются?
С какой жалобой можно обратиться в Центробанк
В соответствии со ст. 56 ФЗ № 86 «О Центробанке РФ», ЦБ – орган не только банковского регулирования, но и надзора. Он осуществляет надзор за соблюдением законодательства при осуществлении финансовой деятельности кредитными организациями и банковскими группами, потому в ЦБ необходимо направлять жалобы на нарушения законодательства со стороны банков.
Обратите внимание!
Согласно ст. 76.1 ФЗ № 86, ЦБ также осуществляет надзор за финансовой деятельностью некредитных финансовых организаций. Потому жалоба в Центробанк также может быть подана на деятельность:
- страховых компаний;
- негосударственных пенсионных фондов;
- микрофинансовых компаний;
- кредитных и накопительных кооперативов;
- бюро кредитных историй;
- ломбардов и других финансовых организацией.
Предметом жалобы может послужить:
- навязывание страховки по кредиту;
- скрытые проценты, штрафы, пени;
- неправомерные действия коллекторов;
- отказ в выплате вклада;
- неправомерная блокировка счетов;
- одностороннее изменение условий кредитования;
- отказ со стороны СК в выплате страхового возмещения или заключении договора;
- нарушение сроков выплаты страховки;
- существенное занижение размеров ущерба при страховом возмещении;
- некорректная информация в бюро кредитных историй.
Жалоба онлайн
Центробанк рассматривает жалобы и обращения граждан в соответствии с требованиями ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений…». В соответствии с ним каждый гражданин имеет право лично обратиться в орган или организацию, осуществляющую публично значимые функции. Исчерпывающие способы подачи таких обращений законом не определены. Применительно к Центробанку, практикуется обработка обращений, направленных в двух формах – письменной и электронной.
Подача электронной жалобы обеспечивается за счет функционала сайта ЦБ и специальной формы, размещенной на нем. С ее помощью заявитель может выбрать подходящую к его ситуации тему для обращения, описать суть проблемы и подать жалобу онлайн.
Порядок обращения и рассмотрения электронных жалоб
Подача онлайн-жалобы осуществляется путем заполнения специальной формы на сайте Центробанка. При ее заполнении необходимо выбрать из предложенного списка тему для обращения и внести иные необходимые для обращения сведения, в том числе:
- указать организацию, в отношении которой подается жалоба;
- описать суть возникшей проблемы и обстоятельства, в которых она возникла, вероятные нарушения закона, которые стали предметом жалобы, а также требования заявителя к органу надзора;
- по возможности указать дату события и реквизиты договора, вокруг исполнения которого и возникли проблемы, приложить отсканированные копии документов;
- указать анкетные данные заявителя, дату рождения, СНИЛС, контактные данные и предпочтительный способ получения ответа.
Обратите внимание!
По окончании заполнения формы заявитель проверяет внесенную информацию и подтверждает отправку жалобы. Информацию по жалобе можно выгрузить с сайта в формате PDF и сохранить.
Полученное в электронной форме текстовое обращение подлежит рассмотрению в общем порядке и сроки, установленные для обращений. В течение 3 дней после получения сотрудник ЦБ обязан зарегистрировать его. После чего оно передается на рассмотрение в Комитет финансового надзора, осуществляющий надзорные функции Центробанка. При рассмотрении обращения уполномоченные сотрудники ЦБ должны:
- принять меры для восстановления и защиты нарушенных прав гражданина;
- дать гражданину письменный ответ по существу заданных вопрос;
- уведомить заявителя о перенаправлении жалобы в иной орган.
Обратите внимание!
Ответ может быть получен как в электронной форме на электронную почту, так и почтовым отправлением в письменном виде. Предельный срок, в течение которого допускается рассмотрение обращения, – 30 дней после регистрации заявления. Для более обстоятельного изучения ситуации указанный срок продлевается но не более, чем на 1 месяц по ст. 12 ФЗ "О порядке обращений".
Как отправить жалобу заказным письмом в центральный банк России
Второй способ отправки жалобы – почтовое отправление. Текст жалобы составляется в письменной форме в виде отдельного документа на бумажном носителе. Текст составляется в свободной форме. Обязательное условие – указание наименования органа, в который подается жалоба, и анкетных самого жалобщика. К заявлению рекомендуется приложить копии документов, подтверждающих доводы заявителя.
Обратите внимание!
Жалоба направляется по адресу ул. Неглинная, 12, Москва, 107016 заказным почтовым отправлением с описью вложений и уведомлении о вручении. Вернувшийся заявителю отрывной корешок будет подтверждать факт получения жалобы со стороны ЦБ.
Жалобы на сотрудника банка в ЦБ
Если предмет жалобы – действия сотрудника банка/страховой компании/НПФа, а не самой финансовой организации, конфликты рекомендуется решать на локальном уровне. Нужно обратиться лично к руководителю сотрудника, с которым произошел конфликт с устной/письменной жалобой. Пожаловаться на конфликтного или некомпетентного сотрудника можно через:
- книгу жалоб и предложений;
- телефонный звонок на горячую линию банка;
- форму обратной связи на сайте банка.
Подобные жалобы не в компетенции ЦБ, а потому рассмотрены не будут.