При наличии желания вернуть приобретенный товар, потребитель может использовать возможности, которые предоставляет законодательство РФ. В большинстве случаев оно требует от торговцев идти навстречу клиентам, но есть категории товаров, возврат которых ограничен дополнительными требованиями к качеству изделия. Добиться отмены сделки и не потерять средства поможет грамотно оформленное заявление на возврат товара. Правила возврата, установленные законом, определяют как вернуть товар продавцу.
Что можно, а что нельзя возвращать
Основными нормативными актами, определяющими правила взаимодействия между потребителями и реализаторами, являются:
- Гражданский Кодекс РФ.
- Закон о Защите Прав Потребителей.
Согласно профильному закону, обмену и возврату средств, если в наличие нет аналогичной вещи, подлежат даже товары надлежащего качества. Это правило не распространяется на некоторые категории покупок:
- продукты питания;
- бытовая техника на которую установлена гарантия;
- медицинские средства;
- средства личной гигиены;
- косметика и моющие средства;
- товары, которые продаются на метраж;
- нижнее белье;
- некоторые виды посуды
- мебель;
- драгоценности;
- машины и другое.
Если сроки обмена и возврата прошли, то обратиться с требованием к продавцу можно лишь при обнаружении недостатка. В этом случае владелец вещи может потребовать:
- полноценной замены на аналогичную;
- обмен на похожий товар с перерасчетом стоимости;
- возврата части затраченной суммы;
- ремонта или восстановления;
- возврата денег.
Однако при покупке технически сложного товара, такие действия можно произвести только первые 15 дней, затем обмен и возврат денег возможен если:
- обнаружена поломка, не позволяющая пользоваться техникой;
- организация, занимающаяся ремонтов, превысила срок – 45 дней;
- ежегодно техника находится в ремонте более месяца в совокупности.
Список технически сложных товаров утверждается Правительством, в него входят 14 позиций, среди них:
- транспорт;
- IT-оборудование;
- крупная бытовая техника;
- фото - видеотехника.
Во всех случаях, отсутствие у покупателя чека, накладной и других документов на покупку не является поводом для отказа обмена и возврата. Также законом не предусмотрены исключения, если товар был куплен по акции, или у реализатора в настоящий момент нет замены или необходимой суммы.
Основание для возврата товара
Вернуть товар надлежащего качества можно, если он:
- не подошел по форме;
- не соответствует размеру и комплектации;
- отличен по фасону и цвету от надлежащего.
Для остального обмена и возврата необходимо представить доказательства более существенного недостатка, например, сбой в работе одного из комплектующего, обнаружение дефектов сборки, например люфта в корпусе гаджета, некорректной работы.
Обратите внимание!
Серьезными недостатками являются — регулярные поломки техники, невозможность включения, небезопасность работы, отсутствие возможности пользоваться.
Если продавец отказывается принимать доводы покупателя о том, что товар некачественный, должна проводиться экспертиза. Процедура, а также доставка на нее вещи весом свыше 5 килограмм, проводится за счет продавца. Покупатель имеет право отслеживать все этапы экспертизы. Но, если в результате оценки поломки выяснится, что вещь испорчена по вине покупателя, то все затраты будет компенсировать клиент. Потребитель может оспорить результаты, заказав независимую оценку, если уверен в своей правоте.
Требования к принимаемым обратно товарам
Вещь, в которой не обнаружено недостатков, могут не принять назад в магазине, если:
- на ней видны следы употребления;
- нарушены свойства;
- сорваны пломбы, фабричные этикетки, отсутствуют комплектующие.
Кроме того, если покупатель потерял подтверждающие покупку документы, и у него нет доказательств факта приобретения именно у данного продавца, то магазин может отказать в возврате денег.
Обратите внимание!
Если владелец возвращает вещь по гарантии, то ему достаточно доказать наличие изъяна.
Сроки возврата товара
Простой возврат товаров, практически без объяснения причин, возможен в течение 14 дней со дня покупки. Далее продавец несет обязательства отремонтировать, заменить или вернуть деньги в течение установленного на изделии срока гарантии или годности товара.
Если гарантийный срок не был указан, то в течение двух лет со дня продажи (для сезонных товаров гарантия начинается с началом соответствующего сезона). В течение всего этого периода покупатель может обращаться к продавцу с любыми претензиями по поводу открывшихся недостатков. Если стороны согласовали возврат денежных средств, продавец обязан их выплатить:
- в течение 3 дней — за товар надлежащего качества, сданный в первые две недели пользования;
- в течение 10 дней — за товар с обнаруженным недостатком.
Если покупатель потребовал заменить купленное на аналог, новую вещь ему должны предоставить в течение 20 дней, а при отсутствии нужной номенклатуры на складе — в течение месяца. После недели ожидания на некоторые группы товара действует правило замены.
Обратите внимание!
На срок ожидание покупателю в пользование предоставляется аналогичная вещь.
Особенности составления заявления
Любое обращение к продавцу с требованиями официально оформляться соответствующим заявлением. Перед подготовкой документа желательно найти все документы, подтверждающие факт и место покупки, стоимость, заявленные характеристики приобретенного изделия. Если вещь проходила гарантийные ремонты, необходимы записи в сервисной книжке, акты выполненных работ.
Обратите внимание!
В заявлении необходимо отразить серьезность намерений, и знание прав. Не лишними будут ссылки на статьи ЗоЗПП и другие нормативные акты.
Заявление не обязательно писать на имя руководителя, достаточно будет указать правильные реквизиты компании-продавца. Они могут быть записаны в документах, выданных при покупке, в самой торговой точке на информационном стенде для потребителей.
Обратите внимание!
Чтобы бумага не затерялась и продавец не смог отрицать факта ознакомления, необходимо доставить заявление по почте заказным письмом или лично подать в приемную юрлица, добившись регистрационных отметок на своей копии.
Заявление на возврат товара в магазин
Установленного образца заявления от потребителя нет. Можно заполнить готовый бланк, если продавец его предоставит или написать в свободной форме, придерживаясь официально делового стиля. Зачастую подобные обращения состоят из 6 частей:
- В правом верхнем углу пишутся реквизиты продавца (название ИП, организации, адрес) и данные заявителя (ФИО, адрес, контакты).
- Название документа: просто «Заявление» или «Заявление на возврат товара».
- В основной части описываются нюансы сделки (дата и место покупки, что именно было приобретено).
- Затем указывается требование — вернуть товар обратно, согласно требованиям статьи 25 ЗоЗПП. Или согласно статье 18 при обнаружении недостатков. Указывается причина, описание товара, поломки или дефекта.
- Перечень прилагаемых к заявлению документов.
- Дата и подпись.