Если покупка оказалась браком, вернуть ее в магазин или отремонтировать по гарантии - право гражданина. Возврат технически сложного товара надлежащего качества нормативно-правовая база продавцу в обязанность не вменяет. Но законные способы, как вернуть технически сложный товар в магазин, есть.
Как вернуть технически сложный товар в магазин
Помимо закона № 2300-1 «О защите прав потребителей», требования к сделкам с технически сложными предметами оговорены Постановлениями Правительства №55 и №924.
Согласно документам, вернуть исправные транспортные средства, смартфоны, компьютерную технику, принтеры и МФУ, телевизоры, фотоаппараты и видеокамеры, часы, электроинструмент по желанию клиента нельзя.
Обратите внимание!
Исключение составляют покупки, сделанные в сети Интернет. С точки зрения законодательства, приобретение техники онлайн отличается от приобретения в обычном магазине. Согласно статье 26.1 ФЗ-2300-1, те, кто заказывал аппаратуру онлайн, имеют право отказаться от нее в течение недели после доставки. Или в течение трех месяцев, если продавец не приложил к товару письменное изложение порядка и срока возврата.
Причины возврата технически сложного товара
Причиной для возврата купленной техники является ее поломка или некорректная работа. Клиент имеет право отказаться от совершенной сделки и получить деньги.
Вмешиваться самостоятельно в работу устройства запрещено. Сдаваемая техника проходит экспертизу и если будет установлено, что причиной поломки стали действия пользователя, в возврате средств откажут.
Статьи 4, 8, 10, 12 Закона «О права потребителя» дают шанс вернуть технически сложный товар. Они гарантируют покупателю право на исчерпывающую информацию о товаре, изготовителе и продавце, и позволяют разорвать договор купли-продажи, если такие данные не были предоставлены или были предоставлены не в полном объеме.
Обратите внимание!
Можно апеллировать к тому, что закон требует от продавца предоставить покупателю все данные, необходимые для правильного выбора. Когда продавец извещен о целях клиента в использовании техники, она должна соответствовать им.
В первую очередь необходимо оформить обращение к продавцу в формате досудебной претензии. Она пишется отдельным письмом, в котором указываются:
- данные клиента и продавца;
- сведения о сделке: предмет, дата, номер договора и другие данные;
- суть претензии: несоответствие предоставленной информации о товаре действительности, отсутствие нужных функций, отличие характеристик от заявленных и прочее;
- правовые основания;
- требования: принять товар и вернуть деньги;
- срок исполнения;
- намерение клиента обратиться в суд в случае отказа от возврата.
Условия возврата технически сложного товара
Если продавец готов или обязан, в случае интернет-магазина, принять товар, ключевыми условиями возврата являются:
- сохранение товаром исходного вида и характеристик. Не стоит устанавливать на технику стороннее ПО, снимать защитные пленки;
- наличие доказательств факта покупки. Отсутствие договора или чека не помеха возврату средств, но потребуются иные доказательства сделки.
Срок возврата технически сложного товара
На возврат аппаратуры с дефектами отводится 15 дней. В этот период вернуть технику можно под предлогом мелких недостатков. Деньги могут быть возвращены, если:
- в работе обнаружены существенные недостатки. К ним не могут относиться дефекты корпуса и внешние нарушения, даже если они были заложены на этапе производства;
- клиент уже обращался к продавцу по поводу устранения недостатков, но тот не выполнил работы в срок;
- техника постоянно попадает в гарантийный ремонт с различными недостатками, что в сумме не позволяет ей пользоваться 30 дней за год.
Обратите внимание!
На выплату денег продавцу отводится до 10 дней.
Замена технически сложного товара
Статья 25 ЗоПП исключает исправные технически сложные товары из перечня тех, что подлежат обмену, если не подошли по каким-то характеристикам. Клиент имеет право потребовать замены товара на такой же или аналогичную модель только при обнаружении дефектов. Если аналога нет в наличии, продавец обязан вернуть деньги.
Ремонт сложнотехнического товара
Статья 20 потребительского закона отводит на ремонт 45 дней. Если сервисный центр не укладывается в этот период, между сторонами может быть заключено отдельное соглашение о длительности ремонта.
Обратите внимание!
Владельцы смартфонов, офисной техники, оборудования для фотосъемки могут потребовать от продавца выдать подобное приспособление на время ремонта.
Не смогу воспользоваться этим правом покупатели:
- автомототранспорта, кроме средств передвижения инвалидов;
- косметических и гигиенических электроприборов;
- кухонной электротехники.