Попытки «надуть» покупателей происходят ежедневно. Недействующие ценники, продажа изделий с недостатками и браком, навязывание дополнительных услуг – примеров масса. В любом таком случае покупатель находится под защитой закона «О защите прав потребителя», практика применения которого обширна и разнообразна.
Ключевые нормы
Ключевой закон – № 2300-1-ФЗ от 07.02.1992 (ФЗ № 2300-1). Он содержит базовые принципы и нормы. Вместе ним статьи о защите прав потребителей внесены в ряд других нормативных актов, в числе которых:
- ГК ;
- КОАП ;
- Закон № 29-ФЗ от 02.01.2000 ;
- Закон № 52-ФЗ от 30.03.1999 ;
- Закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 и ряд других законов.
Отдельные сферы урегулированы нормативными актами правительства, например, Постановления № 55 от 19.01.1998 и № 924 от 10.11.2011 . А еще изданы обзоры и постановления Верховного суда, в которых даются рекомендации для судов и рассматривается показательная судебная практика по защите прав потребителей. О каких правах мы говорим?
Права, подлежащие защите
ФЗ № 2300-1 защищает право покупателя на:
- качественный товар/услугу ( ст. 4 );
- безопасность товара ( ст. 7 );
- своевременное ТО и ремонт ( ст. 6 );
- полноценную информацию о товарах ( ст. 8 );
- замену/ремонт/возврат уплаченной суммы, или снижение цены за товар с недостатками ( ст. 18 );
- обмен/возврат качественного товара ( ст. 25 );
- возмещение причиненных убытков и ряд других прав.
Как себя защитить?
Использование в судебной практике Закона «О защите прав потребителей» предусматривает широкий спектр способов и мер защиты. Можно выделить 5 ключевых:
- Расторжение/изменение договора . Если нарушены права потребителя, он вправе расторгнуть договор и вернуть деньги. Если речь идет о нарушении требований к качеству, можно также требовать снижения цены, замены товара или проведения его ремонта.
- Возмещение убытков . В судебном порядке можно требовать возмещения любых реальных убытков, которые понес покупатель. Например, расходы на дополнительные аксессуары к некачественному товару ( решение № 2-589/2018 ).
- Неустойка . За нарушение ст. ст. 20 , 21 и 22 ФЗ № 2300-1 с продавца взыскивается неустойка – 1% за каждый день ( ст. 23 ФЗ № 2300-1 ). Суды, правда, могут ее уменьшить ( определение ВС РФ от 20.10.2015 № 14-КГ15-9 ).
- Штраф . В случае удовлетворения судом иска по защите прав потребителей, с продавца дополнительно взыскивается штраф в размере 50% от взысканной суммы ( п. 6 ст. 13 ФЗ № 2300-1 ).
- Моральный ущерб . Возмещение можно взыскать, если нарушение прав потребителей привело к нравственным и физическим страданиям ( решение от 27.02.2018 № 2-1911/2018) .
Куда жаловаться
Федеральную защиту прав потребителей обеспечивает Роспотребнадзор. Жалобу на продавца можно подать письменно или в электронной форме, через официальный сайт организации. Если тут не реагируют, можно пожаловаться в районную прокуратуру. Параллельно можно обратиться в суд – тут можно заставить продавца исполнить свои обязательства, но и взыскать неустойку, возмещение морального вреда, убытков.
Обратиться в суд можно сразу, без подачи продавцу претензий и обращения в РПС и прокуратуру, досудебный порядок не предусмотрен (определение Мосгорсуда № 33-31789/15).
Защита прав при покупке автомобилей
Главная возможность приобретателей ТС – это право на возврат автомобиля . Защита прав потребителей осуществляется в течение всего гарантийного срока. Но ТС – сложное изделие, поэтому вернуть его можно либо в 15-дневный срок с момента покупки, либо в случаях, оговоренных в абз. 3 п. 1 ст. 18 ФЗ № 2300-1 .
Например, житель Московской области Алексей А. вернул автомобиль в салон через Верховный суд из-за поломки тормозной системы и круизконтроля (определение № 4-КГ17-53).
Если дефект существенный, можно вернуть автомобиль и по истечении 15 дней .
Например, если окажется, что в салоне продаются «крашеные» автомобили (определение № 77-КГ17-20).
Кроме того, можно взыскать неустойку и штраф .
Например, житель Пермского края Андрей С. смог взыскать их через ВС РФ, с учетом стоимости сигнализации, зимней резины и иммобилайзера (определение № 44-КГ17-34).
Защита прав при покупке мобильного телефона
Сотовый – технически сложный товар. Потому отдать его обратно в магазин после 15 дней можно, только если недостатки существенны.
Например, если в Айфоне 6S не работает камера (определение ВС №32-КГ 18-16).
Отдавая телефон продавцу на проверку, советуем:
- заранее оговорить сроки ремонта – они не должны быть больше 45 дней;
- потребовать зафиксировать факт отсутствия в телефоне физических повреждение, влаги;
- самостоятельно приносить его на экспертизу в то время и в том месте, которое назначил продавец.
Защита прав потребителей при покупке мебели
При покупке мебели применяются стандартные правила защиты потребителей. Но есть одна особенность: если вы покупаете мебельный гарнитур или комплект, вы не сможете вернуть или обменять в 14-дневный срок, они не полежат возврату или обмену . Правда, э то не касается обычных единиц мебели, которые продаются по отдельности , на что даже обратил внимание Конституционный суд ( Определение № 1155-О ).
Защита прав потребителей в сфере ЖКХ
ФЗ № 2300-1 применяется также и к отношениям в сфере ЖХК, между коммунальщиками и абонентами. Можно пожаловаться поставщиков коммунальных услуг, например, если:
- в квитанции отсутствуют контакты коммунальщиков, нет информации о порядке снятия показаний ( решение № 2-170/2014 );
- нарушены требования к качеству услуг водоснабжения ( решение № 2-181/2019 );
- в платежке применяются не предусмотренные законом формулы расчета ( решение № 2-2128/2012 );
- коммунальщики навязывают не предусмотренные договором услуги ( решение № 2-170/2017 ).